Проверяемый текст
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А.Ворониной. — М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. — 416 с.
[стр. 56]

56 бюджетов времени не подтверждает вывод о снижении времени, затрачиваемого женщинами в домашнем хозяйстве.
Вместе с тем, в пользу доводов Бравермана отчасти говорят такие факты, как снижение доли женщиндомохозяек, и более низкие затраты времени на домашнюю работу среди работающих женщин по сравнению с домохозяйками.

Завершая обзор концепций, разработанных в рамках марксистской экономической парадигмы,
нужно рассмотреть еще один подход, который наиболее полно воплощает идею синтеза марксистской и феминистской теории.
Это теории двойственных систем, наиболее известные версии, которой были предложены Хайди Хартманн и Айрис Янг.
Теории двойственных систем рассматривают капитализм и патриархат как независимые структуры угнетения, суть которых объясняется исходя из марксистской теории капитализма и феминистской теории патриархата.
Наиболее известной представительницей этого направления является Хайди Хартманн, автор знаменитой работы "Неудачный брак марксизма и феминизма: в поисках более прогрессивного союза"
[239].
По мнению X.
Хартманн, основы подчиненного положения женщин коренятся в гендерном разделении труда.
Развитие капитализма происходит исходя из логики капиталистического накопления.
Вследствие этого производство ориентировано на рыночный обмен, а не на использование производимых благ.
В итоге капиталистическое общество не может адекватно оценивать труд, создающий блага, не выставляемые на рынок, в частности, блага, которые создаются неоплаченным домашним трудом женщин.
Поэтому в капиталистическом обществе труд женщин считается второстепенным и социально незначимым
[239,141].
Вместе с тем, система капитализма функционально связана с системой патриархата.
Хартманн определяет патриархат как систему социальных
отношении, в рамках которой между мужчинами устанавливаются иерархические отношения и солидарность, позволяющие им осуществлять контроль над женщинами.
Таким образом, патриархат есть система угнетения женщин
[стр. 54]

Семья как способ минимизации издержек по воспроизводству рабочей силы.
Эта концепция была предложена представительницами марксистского феминизма, которые менее радикальны, чем Дельфи в своих попытках ревизии марксизма.
Хотя они (как и радикальные феминистки), также считают семью главным источником женского подчинения, но интерпретируют это подчинение как следствие потребности капитала в использовании домашнего труда женщин3.
Семья выступает как кредитующая капитал, за счет того, что в рамках семьи наиболее эффективным (в экономическом смысле) способом обеспечивается бытовое обслуживание работающих на рынке членов семьи, а также воспроизводство новых поколений работников.
Поскольку женщины-домохозяйки не получают заработной платы, а имеют лишь некоторое содержание со стороны их работающих супругов, то подобная модель “оптимизирует” процесс воспроизводства рабочей силы за счет минимизации издержек.
Таким образом, капитал получает выгоду от неравного разделения труда по полу внутри семьи.
Обратимся теперь к марксистским экономическим концепциям, рассматривающим проблемы положения женщин на рынке труда.
Марксизм и феминизм марксистского толка объясняют гендерное неравенство на рынке труда исходя из капиталистических общественных отношений.
Женщины рассматриваются как подчиненная и маргинальная категория работников, а повышенный уровень их эксплуатации – как фактор, обеспечивающий дополнительные выгоды для работодателей.
Мы рассмотрим две концепции, предложенные в рамках этого направления: концепцию резервной армии труда и концепцию трудового процесса.
Концепция резервной армии труда.
Эта концепция опирается на тезис Маркса о том, что в условиях капитализма неизбежным является постоянном существовании резервной армии труда, что препятствует успешному торгу между работниками и работодателями по поводу условий занятости и заработной платы.
В 70-е годы теория резервной армии труда была применена к женщинам.
Утверждалось, что они представляют собой гибкий резерв рабочей силы, который входит на рынок труда в периоды экономического подъема, и покидает сферу занятости в периоды экономического спада (в особенности это касается замужних женщин).
Классическим примером в этом плане является вовлечение женщин в сферу занятости в периоды военного времени.
Однако эмпирические данные далеко не всегда подтверждают выводы этой концепции.
Например, в период Великой Депрессии в США доля женщин, потерявших работу, не превышала долю мужчин.
Аналогичным образом обстояло дело и в период экономического кризиса середины 70-х годов, затронувшего все развитые страны.
Р.Милкман объясняет это тем, что эффект резервной армии труда в значительной степени нивелируется эффектом профессиональной сегрегации по признаку пола (т.е.
сектора занятости, в наибольшей степени затронутые безработицей, были преимущественно мужскими)4.
Милкман предполагает, что для объяснения гендерных отношений в сфере занятости ключевым является понятие профессиональной сегрегации, а не концепция резервной армии труда.
Однако, сторонники концепции резервной армии труда не включают этот вопрос в свой анализ.
Концепция трудового процесса.
Эта концепция была сформулирована Браверманом в работе “Труд и монополистический капитализм” (1974)5.
Автор разработал общую концепцию развития капитализма, в которую включил и анализ гендерных отношений.
В его аргументации можно выделить две основные части: Во-первых, в условиях современного монополистического капитализма происходит прогрессивное снижение квалификационных требований на многих рабочих местах, и женщины занимают основную часть из этих менее квалифицированных работ.
Во-вторых, происходит изменение отношений между домашним хозяйством и рынком.
Объем домашнего труда снижается в результате того, что семья покупает на рынке многие товары, которые раньше она производила сама.
Поэтому женщины получают возможность включаться в оплачиваемую занятость.
Следствием этих двух процессов является рост уровня занятости женщин и снижение уровня занятости мужчин, поскольку они вытесняются с квалифицированных работ.
В перспективе следует ожидать сближения уровней занятости мужчин и женщин.
Основная критика в адрес Бравермана сводилась к тому, что (а) тенденция к снижению квалификации не является неизбежной; (б) многолетняя статистика бюджетов времени не подтверждает вывод о снижении времени, затрачиваемого женщинами в домашнем хозяйстве.
Вместе с тем, в пользу доводов Бравермана отчасти говорят такие факты, как снижение доли женщин-домохозяек, и более низкие затраты времени на домашнюю работу среди работающих женщин по сравнению с домохозяйками.

79

[стр.,55]

Завершая обзор концепций, разработанных в рамках марксистской экономической парадигмы, остановимся еще на одном подходе, который, с нашей точки зрения, наиболее полно воплощает идею синтеза марксистской и феминистской теории.
Речь идет о “теории двойственных систем”, наиболее известные версии которой были предложены, в частности, Хайди Хартманн и Айрис Янг.
Теории двойственных систем рассматривают капитализм и патриархат как независимые структуры угнетения, суть которых объясняется исходя из марксистской теории капитализма и феминистской теории патриархата.
Наиболее известной представительницей этого направления является Хайди Хартманн, автор знаменитой работы "Неудачный брак марксизма и феминизма: в поисках более прогрессивного союза"6,
По мнению Х.Хартманн, основы подчиненного положения женщин коренятся в гендерном разделении труда.
Экономическое развитие капитализма происходит исходя из логики капиталистического накопления.
Вследствие этого производство ориентировано на рыночный обмен, а не на использование производимых благ.
В итоге капиталистическое общество не может адекватно оценивать труд, создающий блага, не выставляемые на рынок (в частности, блага, которые создаются неоплаченным домашним трудом женщин).
Поэтому в капиталистическом обществе труд женщин считается второстепенным и социально незначимым.

Вместе с тем, система капитализма функционально связана с системой патриархата.
Хартманн определяет патриархат как систему социальных
отношений, в рамках которой между мужчинами устанавливаются иерархические отношения и солидарность, позволяющие им осуществлять контроль над женщинами.
Таким образом, патриархат есть система угнетения женщин
мужчинами.
При этом выгоду от эксплуатации женщин получают как все мужчины, так и все капиталисты, поскольку эксплуатация женщин построена на своеобразном соглашении между мужчинами и капиталистами.
Безусловно, патриархат представляет собой более архаичную структуру угнетения, чем капитализм.
Становление капитализма создало угрозу патриархатному контролю, поскольку предполагало вовлечение женщин и детей в состав рабочей силы а, следовательно, уничтожение экономической зависимости женщин и власти мужчин.
Однако в действительности этого не произошло: в условиях капитализма женщины продолжают оставаться маргиналами на рынке труда, а их экономическая зависимость сохраняется.
По мнению Хартманн, наряду со структурными и историческими объяснениями этого факта, не следует игнорировать роль мужчин в поддержании подобной ситуации.
Мужчины капиталисты утверждают свою власть через сегментацию рынка труда (т.е.
разделение работников на группы по расовым, половым и этническим основаниям), а мужчины-работники поддерживают выгодную для них модель профессиональной сегрегации по признаку пола, которая ставит их в привилегированное положение.
Хотя системы патриархата и капитализма тесно связаны между собой, однако ведущая роль принадлежит капитализму.
Вместе с тем, патриархат несет важную функциональную нагрузку по отношению к капитализму, раскалывая рабочий класс по признаку пола на две противостоящие друг другу группы.
Хартманн подчеркивает, что в современном обществе патриархатный порядок непрерывно воспроизводится капиталистической системой с помощью определенного социального механизма7.
Основой этого механизма выступает гендерная сегрегация в занятости, которая является главным рычагом мужского контроля над женщинами во всех сферах общества.
Благодаря высокой организованности и навыкам контроля мужчины вытесняют женщин с хороших рабочих мест.
Дискриминация в занятости не позволяет женщинам обрести экономическую независимость и вынуждает их выходить замуж.
В семье происходит воспроизводство патриархатных отношений, когда в обмен на материальную обеспеченность женщины оказываются вынужденными выполнять основную часть домашней работы.
Загруженность женщин домашними делами еще более подрывает их возможности получить доступ к хорошим работам, поскольку последние требуют хорошего образования и высокой квалификации.
В итоге образуется порочный круг, усиливающий экономическую зависимость женщин от мужчин, с одной стороны, и масштабы их домашней эксплуатации, с другой.
Основные критические замечания в адрес концепции, предложенной Х.Хартманн, были связаны с двумя моментами8: 80

[Back]