Проверяемый текст
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А.Ворониной. — М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. — 416 с.
[стр. 57]

57 мужчинами.
При этом выгоду от эксплуатации женщин получают как все мужчины, так и все капиталисты, поскольку эксплуатация женщин построена на своеобразном соглашении между мужчинами и капиталистами.

Патриархат представляет собой более архаичную структуру угнетения, чем капитализм.
Становление капитализма создало угрозу патриархатному контролю, поскольку предполагало вовлечение женщин и детей в состав рабочей силы а, следовательно, уничтожение экономической зависимости женщин и власти мужчин.
Однако в действительности этого не произошло: в условиях капитализма женщины продолжают оставаться маргиналами на рынке труда, а их экономическая зависимость сохраняется.
По мнению Хартманн, наряду со структурными и историческими объяснениями этого факта, не следует игнорировать роль мужчин в поддержании подобной ситуации.
Мужчины капиталисты утверждают свою власть через сегментацию рынка труда,
то есть разделение работников на группы по расовым, половым и этническим основаниям, а мужчины-работники поддерживают выгодную для них модель профессиональной сегрегации по признаку пола, которая ставит их в привилегированное положение.
Хотя системы патриархата и капитализма тесно связаны между собой, однако ведущая роль принадлежит капитализму.
Вместе с тем, патриархат несет важную функциональную нагрузку по отношению к капитализму, раскалывая рабочий класс по признаку пола на две противостоящие друг другу группы.
Хартманн подчеркивает, что в современном обществе патриархатный порядок непрерывно воспроизводится капиталистической системой с помощью определенного социального механизма
[239, 153].
Основой этого механизма выступает гендерная сегрегация в занятости, которая является главным рычагом мужского контроля над женщинами во всех сферах общества.
Благодаря высокой организованности и навыкам контроля мужчины вытесняют женщин с хороших рабочих мест.
Дискриминация в занятости не позволяет женщинам обрести экономическую независимость и вынуждает их выходить
[стр. 55]

Завершая обзор концепций, разработанных в рамках марксистской экономической парадигмы, остановимся еще на одном подходе, который, с нашей точки зрения, наиболее полно воплощает идею синтеза марксистской и феминистской теории.
Речь идет о “теории двойственных систем”, наиболее известные версии которой были предложены, в частности, Хайди Хартманн и Айрис Янг.
Теории двойственных систем рассматривают капитализм и патриархат как независимые структуры угнетения, суть которых объясняется исходя из марксистской теории капитализма и феминистской теории патриархата.
Наиболее известной представительницей этого направления является Хайди Хартманн, автор знаменитой работы "Неудачный брак марксизма и феминизма: в поисках более прогрессивного союза"6, По мнению Х.Хартманн, основы подчиненного положения женщин коренятся в гендерном разделении труда.
Экономическое развитие капитализма происходит исходя из логики капиталистического накопления.
Вследствие этого производство ориентировано на рыночный обмен, а не на использование производимых благ.
В итоге капиталистическое общество не может адекватно оценивать труд, создающий блага, не выставляемые на рынок (в частности, блага, которые создаются неоплаченным домашним трудом женщин).
Поэтому в капиталистическом обществе труд женщин считается второстепенным и социально незначимым.
Вместе с тем, система капитализма функционально связана с системой патриархата.
Хартманн определяет патриархат как систему социальных отношений, в рамках которой между мужчинами устанавливаются иерархические отношения и солидарность, позволяющие им осуществлять контроль над женщинами.
Таким образом, патриархат есть система угнетения женщин мужчинами.
При этом выгоду от эксплуатации женщин получают как все мужчины, так и все капиталисты, поскольку эксплуатация женщин построена на своеобразном соглашении между мужчинами и капиталистами.

Безусловно, патриархат представляет собой более архаичную структуру угнетения, чем капитализм.
Становление капитализма создало угрозу патриархатному контролю, поскольку предполагало вовлечение женщин и детей в состав рабочей силы а, следовательно, уничтожение экономической зависимости женщин и власти мужчин.
Однако в действительности этого не произошло: в условиях капитализма женщины продолжают оставаться маргиналами на рынке труда, а их экономическая зависимость сохраняется.
По мнению Хартманн, наряду со структурными и историческими объяснениями этого факта, не следует игнорировать роль мужчин в поддержании подобной ситуации.
Мужчины капиталисты утверждают свою власть через сегментацию рынка труда
(т.е.
разделение работников на группы по расовым, половым и этническим основаниям), а мужчины-работники поддерживают выгодную для них модель профессиональной сегрегации по признаку пола, которая ставит их в привилегированное положение.
Хотя системы патриархата и капитализма тесно связаны между собой, однако ведущая роль принадлежит капитализму.
Вместе с тем, патриархат несет важную функциональную нагрузку по отношению к капитализму, раскалывая рабочий класс по признаку пола на две противостоящие друг другу группы.
Хартманн подчеркивает, что в современном обществе патриархатный порядок непрерывно воспроизводится капиталистической системой с помощью определенного социального механизма7.

Основой этого механизма выступает гендерная сегрегация в занятости, которая является главным рычагом мужского контроля над женщинами во всех сферах общества.
Благодаря высокой организованности и навыкам контроля мужчины вытесняют женщин с хороших рабочих мест.
Дискриминация в занятости не позволяет женщинам обрести экономическую независимость и вынуждает их выходить
замуж.
В семье происходит воспроизводство патриархатных отношений, когда в обмен на материальную обеспеченность женщины оказываются вынужденными выполнять основную часть домашней работы.
Загруженность женщин домашними делами еще более подрывает их возможности получить доступ к хорошим работам, поскольку последние требуют хорошего образования и высокой квалификации.
В итоге образуется порочный круг, усиливающий экономическую зависимость женщин от мужчин, с одной стороны, и масштабы их домашней эксплуатации, с другой.
Основные критические замечания в адрес концепции, предложенной Х.Хартманн, были связаны с двумя моментами8: 80

[Back]