Проверяемый текст
Пачи П. Гендерные проблемы в странах с переходной экономикой/Пиерелла Пачи; Пер. с англ.— М. Издательство «Весь Мир», 2003. — 188 с.
[стр. 74]

74 машних хозяйств и динамики гендерного равенства в плане экономических возможностей.
Первоначальной реакцией предприятий на резкое сокращение объема
валового внутреннего продукта, произошедшее в начале переходного периода, было придерживание рабочей силы в надежде на лучшие времена, однако вскоре начался рост безработицы.
Наиболее серьезную озабоченность вызывает тот факт, что ухудшение конъюнктуры на рынке труда особенно сказалось на женской когорте.
Причиной
этого стало усиление существовавшего в дореформенный период гендерного разрыва в отношении уровня занятости и размера заработной платы.
Одним из результатов переходного периода стало уменьшение размера государственного бюджета и резкое сокращение доли государственных расходов, выделяемых на финансирование социального сектора и стимулирование создания семьи.

Рыночные преобразования, осуществлявшиеся в России, были различными по сути, однако традиционно включали либерализацию заработной платы и цен, либерализацию торговли и приватизацию предприятий, которые ранее находились в собственности государства.
Однако между
различными регионами наблюдались значительные расхождения в направлениях и темпах реформ, что обусловило разнообразие институтов рынка труда в городах.
На смену существовавшей ранее централизованной системе установления ставок оплаты труда пришли новые организационные схемы.

Процесс либерализации цен и торговли, а также приватизация предприятий, находившихся в собственности государства, хотя и осуществлялись медленными темпами в некоторых
российских городах, спровоцировали кардинальные изменения параметров рынка труда.
Модель полной занятости на исключительно формальном рынке труда, в структуре которого ведущим (а зачастую и единственным) работодателем являлось государство, была заменена широким спектром более гибких схем занятости, причем этот процесс сопровождался увеличением доли неформального сектора
[149, 37].
[стр. 34]

15 Вставка 2.3.
Гендерные различия на рынке труда до начала переходного периода На основании анализа гендерного неравенства, существовавшего на рынке труда до начала переходного периода, можно сделать следующие выводы: • Господствовавшая в дореформенный период идеология «пренебрежения половыми различиями» свела к минимуму гендерные различия в отношении экономической активности на рынке труда; • значительные гендерные различия сохранялись в сфере ухода за детьми, поскольку мужчины почти не принимали участия в этой деятельности; • высока вероятность того, что основная причина существовавшего разделения рынка труда и различий в оплате труда, не обусловленных расхождениями производственных характеристик, заключалась в двойном бремени обязанностей, которое несли женщины, вынужденные совмещать производственную деятельность и выполнение домашних обязанностей.
2.11.
По итогам данного раздела представляется возможным констатировать, что, хотя в дореформенный период и существовали гендерные различия в отношении результатов на рынке труда, в основном они были незначительными.
Имеющиеся сведения не позволяют выявить, действительно ли гендерные различия отражали неравенство экономических возможностей или они являлись следствием двойного бремени, которое были вынуждены нести женщины, пытавшиеся совместить производственную деятельность и выполнение обязанностей по уходу за членами семьи.
2.2.
Переходный период, структурные изменения на рынке труда и гендерное равенство 2.12.
За последние десять лет в странах с переходной экономикой отмечалось резкое уменьшение объема ВВП и ослабление роли государства, а также общее сокращение доли государственного сектора экономики.
Кроме того, указанные процессы сопровождались децентрализацией и дерегуляцией экономики с переходом к рыночной модели экономической системы, причем масштаб этих изменений в разных странах был различным.
В результате произошел кардинальный пересмотр относительной ценности временных затрат на производственную деятельность и деятельность по уходу за детьми и их воспитанию.
Еще одним следствием проводимых реформ явилась модификация основных параметров рынка труда, который утратил такие черты, как исключительно формальный характер и государственная принадлежность, и превратился в высокополяризованную структуру, сочетающую формальную занятость в государственном секторе, которая сформировалась еще в дореформенный период, и часто неконтролируемую занятость в быстро развивающемся неформальном частном секторе.
В то же время произошел переход существенной доли обязанностей по воспитанию детей от государства к членам домашних хозяйств.
Предполагается, что эти изменения будут иметь важные последствия для усиления гендерного разделения труда внутри домашних хозяйств и динамики гендерного равенства в плане экономических возможностей.
Обзор основных изменений 2.13.
Первоначальной реакцией предприятий на резкое сокращение объема
ВВП, произошедшее в начале переходного периода, было придерживание рабочей силы в надежде на лучшие времена, однако вскоре начался рост безработицы.
В то же время во многих странах отмечалось снижение показателей экономической активности.
Наиболее серьезную озабоченность вызывает тот факт, что ухудшение конъюнктуры на рынке труда особенно сказалось на женской когорте.
Причиной


[стр.,35]

16 этого стало усиление существовавшего в дореформенный период гендерного разрыва в отношении уровня занятости и размера заработной платы.
Однако с учетом имеющихся эмпирических данных можно говорить о том, что реальная картина выглядит еще более сложной.
2.14.
Переход к рыночной экономике позволил женщинам отказаться от варианта занятости на рынке труда.
Как когда-то сказал М.
Горбачев, одним из просчетов предшествующего политического строя был «недоучет особых прав и потребностей женщины… И все это было парадоксальным следствием нашего искреннего и политически оправданного стремления обеспечить равноправие женщин и мужчин во всех сферах жизни» (Racioppi, 1995).
В одном из первых обращений к российскому народу Горбачев с гордостью заявил, что наконец-то у женщин появится возможность делать сознательный выбор между занятостью на рынке труда и деятельностью по уходу за детьми.
Новые принципы перестройки нашли горячую поддержку со стороны многих женщин, которые понимали «эмансипацию» как право не работать (Buckley, 1977).
В то же время «массовое низвержение социалистических идеалов прошлого нанесло серьезный ущерб социалистическому понятию гендерного равенства» и поставило под угрозу сложившуюся модель экономической активности и ее практическое воплощение (Lipovskaya, 1994).
2.15.
Следствием демонтажа существовавшей ранее системы оказания поддержки семье явилось увеличение временной загруженности женщин за счет выполнения обязанностей по уходу за детьми.
Одним из результатов переходного периода стало уменьшение размера государственного бюджета и резкое сокращение доли государственных расходов, выделяемых на финансирование социального сектора и стимулирование создания семьи.

Отказ государства от выполнения своих обязательств в данной сфере обусловил передачу обязанностей по воспитанию детей самим родителям.
Примером, иллюстрирующим такую тенденцию, является, в частности, сокращение количества государственных детских учреждений.
Учитывая преобладающую патриархальную модель организации общества в странах региона, логическим следствием указанного процесса стало перекладывание обязанностей по воспитанию детей на плечи женщин.
2.16.
Высокий уровень безработицы среди мужчин поставил под сомнение действенность модели организации внутрисемейных отношений по принципу «мужчина — кормилец семьи» и способствовал росту числа домашних хозяйств, в которых лидирующее положение занимала женщина.
Таким образом, рост мужской безработицы, пришедшей на смену господствовавшей до начала переходного периода гарантированной полной занятости, поставил под сомнение обоснованность представления о мужчине как о кормильце семьи.
Это привело к модификации иерархии власти и перераспределению права решающего голоса внутри домашних хозяйств, что в сочетании с более стабильной занятостью в традиционно «феминизированных» отраслях экономики обусловило появление модели внутрисемейных отношений, немыслимой десять лет назад: выдвижение женщины на роль кормильца семьи.
Кроме того, за последнее десятилетие наблюдалась существенная модификация модели семейного строительства, сопровождаемая резким уменьшением количества зарегистрированных браков и ростом числа разводов19 .
Эти тенденции также способствовали закреплению положения женщины как главы семьи.
Возникает вопрос, в какой мере произошедшие изменения социального статуса женщины и закрепление за ней роли главы семьи и/или единственного кормильца позволят преодолеть сложившийся на рынке труда неблагоприятный стереотип женщины как работника второстепенной значимости.
Наконец, раз_______________ 19 См.
главу 15, где эти тенденции анализируются более подробно.


[стр.,36]

17 мыванию существовавшей ранее модели домашнего хозяйства, во главе которого стоял мужчина — кормилец семьи, способствовали уменьшение объема ВВП и все возрастающий разрыв в размере доходов, имевшие своим следствием повышение значимости заработков женщины как жизненно необходимого средства избавления семьи от бедности и поддержания ее благосостояния.
2.17.
Рыночные реформы привели к углублению неравенства в размере доходов.
Рыночные преобразования, осуществлявшиеся во всех странах региона, были различными по сути, однако традиционно включали либерализацию заработной платы и цен, либерализацию торговли и приватизацию предприятий, которые ранее находились в собственности государства.
Однако между
странами наблюдались значительные расхождения в направлениях и темпах реформ, что обусловило разнообразие институтов рынка труда в регионе.
На смену существовавшей ранее централизованной системе установления ставок оплаты труда пришли новые организационные схемы.

Они варьировались от децентрализованной модели заключения трудовых соглашений на уровне отдельного предприятия (данная схема действовала в России и других республиках БСС) до модели заключения коллективных трудовых договоров, принятой в странах Восточной Европы.
Аналогичным образом размер минимальной заработной платы оставался достаточно высоким в ВосточноЕвропейских государствах, однако был существенно урезан под воздействием инфляции в России и Украине.
В Украине размер минимальной заработной платы уменьшился с 30 процентов от среднего размера заработной платы до начала переходного периода до одного процента в 1995 году, в то время как в Польше он остался на уровне 42 процентов.
Вышеуказанная тенденция свидетельствует о наличии территориального варьирования, наблюдаемого в отношении России и Украины, с одной стороны, и стран Восточной Европы, с другой.
В бывших республиках СССР введение децентрализованной схемы установления ставок оплаты труда, сопровождавшееся уменьшением размера минимальной заработной платы, привело к резкому увеличению неравенства доходов за последние десять лет.
В государствах Восточной Европы эта тенденция оказалась гораздо менее выраженной, поскольку относительно высокий размер минимальной заработной платы позволил защитить доходы наиболее уязвимых категорий населения.
2.18.
Трансформация экономической системы также обусловила изменение характеристик занятости.
Процесс либерализации цен и торговли, а также приватизация предприятий, находившихся в собственности государства, хотя и осуществлялись медленными темпами в некоторых
странах, спровоцировали кардинальные изменения параметров рынка труда.
Модель полной занятости на исключительно формальном рынке труда, в структуре которого ведущим (а зачастую и единственным) работодателем являлось государство, была заменена широким спектром более гибких схем занятости, причем этот процесс сопровождался увеличением доли неформального сектора
занятости.
Многие аналитики усматривают в данной тенденции причину для беспокойства.
Логическое обоснование такой позиции приводится в рамках теории двойного рынка труда, основные положения которой изложены во Вставке 2.4.
2.19.
Данная теория обращает внимание на негативные стороны неформального рынка труда, приравнивая его к вторичному рынку.
Однако в странах Европейского и Центрально-Азиатского региона подобное различие зачастую оказывается размытым.
В ситуации, когда формальная занятость почти всегда означает трудоустройство в государственном секторе, предполагающее очень низкий уровень оплаты труда, а во многих случаях и полное отсутствие заработной платы, занятость в неформальном частном секторе способна обеспечить более высокий уровень дохода и по мере сокращения доли государственного сектора — более стабильную работу.
Особую значимость применительно к частному не

[Back]