Проверяемый текст
Пачи П. Гендерные проблемы в странах с переходной экономикой/Пиерелла Пачи; Пер. с англ.— М. Издательство «Весь Мир», 2003. — 188 с.
[стр. 76]

76 лец семьи».
Кроме того, возможно, что рост мужской безработицы обусловил сокращение гендерного разрыва в размере доходов.
Наконец, можно предположить, что расширение неформального рынка труда стимулировало перераспределение структуры женской занятости, имевшее следствием сокращение трудоустройства в формальном секторе.

Таблица 1.
Ответы на вопрос: "Что сейчас важнее для большинства женщин семья или работа?" (в % к числу ответивших) [39,36].
Возраст респондентов Семья Семья и работа в равной степени Работа Другое Затрудняюсь ответить Муж Жен Муж Жен Муж.
Жен Муж Жен Муж Жен 16-19 37 35 17 44 6 9 1 10 14 27 20-24 29 24 37 52 19 13 1 1 4 20 25-29 33 28 47 47 20 11 0 0 5 9 30-34 45 34 37 47 14 8 0 1 5 9 35-39 33 28 41 46 20 16 0 2 6 8 40-44 28 23 50 58 17 11 0 0 2 11 45-49 29 26 48 55 15 14 2 1 2 8 50 лет и старше 30 27 39 50 15 19 0 1 8 11 Теоретическое обоснование последствий реформ в экономике для экономической активности населения дается в рамках неоклассической теории предложения рабочей силы.
Согласно
данной теории, размывание модели «мужчина кормилец семьи» должно стимулировать активность женщин на рынке труда и привести к сокращению гендерного разрыва в размере доходов вследствие уменьшения разделения рынка труда и сокращения гендерной дискриминации.
Кроме того, рост уровня безработицы среди мужчин способен оказать аналогичное воздействие на структуру занятости из-за появления дополнительной нагрузки на семейный бюджет.
Однако логично предположить, что расширение возможностей выбора в отношении схем распределения времени и возникновение дополнительных временных затрат приведут к уменьшению активности женщин на рынке труда.
[стр. 38]

19 Вставка 2.5.
Активность женщин на неформальном рынке труда в Таджикистане В Таджикистане наблюдается увеличение экономической активности женщин на рынке труда, в основном в неформальном секторе.
Поддержание необходимого для элементарного выживания уровня дохода как в сельских, так и в городских семьях требует трудоустройства всех членов семьи и их активного участия в обеспечении дохода.
Важной тенденцией в агросекторе является увеличение активности женщин (и детей) на стадии производства и сбыта продукции.
В предшествующий период женщины трудились главным образом на приусадебном участке, однако в настоящее время расширяется их участие в производственной деятельности колхозов, в основном в операциях по сбору хлопка и сбыту произведенной продукции.
Женщины также заняты в производстве молочной продукции, а также в обработке и прядении шерсти.
Мужчины заняты главным образом обработкой земли или работают по найму на арендуемых земельных угодьях крупных арендаторов.
Они также выполняют основной объем работы в животноводческой отрасли: занимаются выпасом скота, племенным животноводством и реализацией выращенного скота.
Многие мужчины, особенно молодежь и мужчины старших возрастных категорий, имеющие взрослых детей, ищут работу за рубежом, в странах СНГ, и высылают денежное содержание своим семьям.
Мальчики активно занимаются уходом за скотом (доят коров, собирают сено, ухаживают за домашними животными), девочки же помогают взрослым в работе на приусадебном участке и ухаживают за младшими братьями и сестрами.
Активность женщины на рынке труда является в некотором роде продолжением ее работы по дому.
В то время как женщины занимаются продажей хлеба, фруктов, овощей, трав и молочной продукции, мужчины продолжают доминировать в большинстве высокооплачиваемых видов торговой деятельности, сопряженных с риском, в частности таких, как торговля скотом.
В городских семьях, где земельный участок не является основным источником средств к существованию, женщины и дети все более активно участвуют в рыночной деятельности.
Производственная деятельность женщин сводится к индивидуальному пошиву одежды и розничной торговле.
Источники: Всемирный банк, 2001с; Всемирный банк, 1996; Всемирный банк, 2000е.
Обзор основных последствий произошедших изменений для гендерной составляющей 2.22.
Перемены, о которых шла речь выше, имели важные последствия для положения мужчин и женщин на рынке труда.
После резкого сокращения количества государственных детских учреждений и падения уровня занятости велась пропаганда с целью склонить женщин к отказу от работы на производстве в пользу деятельности по воспитанию детей при сохранении обязательств государства по предоставлению оплачиваемого отпуска по беременности и родам.
Предполагалось, что в сочетании с эффектом от вновь приобретенной свободы выбора между производственной деятельностью и деятельностью по воспитанию детей данное положение окажет стимулирующее воздействие на перераспределение предпочтений женщин и побудит их к отказу от трудоустройства на оплачиваемую работу в пользу деятельности по воспитанию детей и уходу за членами семьи.
Кроме того, вследствие произошедших изменений прогнозировалось возможное возникновение отрицательного стимула к получению образования у девочек (Fong и Lokshin, 2000; Lokshin, 2000).
С другой стороны, считается, что рост безработицы среди мужчин оказал стимулирующее воздействие на активность женщин на рынке труда, а также спровоцировал падение привлекательности традиционной модели внутрисемейных отношений, построенной по принципу «мужчина — кормилец семьи».
Кроме того, возможно, что рост мужской безработицы обусловил сокращение гендерного разрыва в размере доходов.
Наконец, можно предположить, что расширение неформального рынка труда стимулировало перераспределение структуры женской занятости, имевшее следствием сокращение трудоустройства в формальном секторе.

2.23.
Теоретическое обоснование последствий реформ в экономике для экономической активности населения дается в рамках неоклассической теории предложения рабочей силы.
Согласно
этой теории, размывание модели «мужчина — кормилец семьи» должно стимулировать активность жен

[стр.,39]

20 щин на рынке труда и привести к сокращению гендерного разрыва в размере доходов вследствие уменьшения разделения рынка труда и сокращения гендерной дискриминации.
Кроме того, рост уровня безработицы среди мужчин способен оказать аналогичное воздействие на структуру занятости из-за появления дополнительной нагрузки на семейный бюджет.
Однако логично предположить, что расширение возможностей выбора в отношении схем распределения времени и возникновение дополнительных временных затрат приведут к уменьшению активности женщин на рынке труда.

Следовательно, априори почти невозможно предсказать, как именно изменения, вызванные переходным периодом, повлияют на показатель активности женщин на рынке труда.
Общепризнанным считается мнение о том, что в последние годы произошло снижение показателя экономической активности женщин, сопровождаемое увеличением гендерного разрыва как в отношении показателей активности, так и применительно к заработной плате.
Однако имеющиеся эмпирические данные не позволяют с абсолютной достоверностью подтвердить это заявление.
2.24.
Наконец, настало время ответить на следующий вопрос: каким образом изменения в схеме установления уровня оплаты труда и распределения доходов повлияли на гендерные различия в размере заработной платы.
Предполагается, что кардинальные изменения институциональной структуры, происшедшие в различных странах региона на протяжении последних десяти лет, оказали существенное воздействие на гендерный разрыв в размере заработной платы благодаря влиянию на: а) общую структуру заработной платы и b) факторы, непосредственно связанные с гендерной структурой, такие, как степень гендерной дискриминации и показатель относительной производительности.
Распространение существующих схем распределения доходов на территории региона закрепило неблагоприятное положение женщин по сравнению с мужчинами, поскольку еще в дореформенный период отмечалась высокая концентрация женщин в сферах занятости, характеризующихся наиболее низким уровнем оплаты труда.
В то же время в условиях частного рынка труда, отличающегося менее формальным характером и более децентрализованной схемой определения размера заработной платы, возможно изменение принципов рыночной оценки профессиональных навыков и уровня гендерной дискриминации.
Поскольку во всех странах региона женщины отличаются более высоким уровнем образования по сравнению с мужчинами, увеличение отдачи от образования должно привести к росту заработков женщин по сравнению с доходом мужчин.
Но, как и в предыдущем случае, трудно прогнозировать априори последующее увеличение или сокращение гендерной дискриминации в рамках новой структуры рынка труда.
С одной стороны, вполне вероятно, что работодатели получат дополнительные возможности для продолжения дискриминационной политики.
С другой стороны, возросший уровень конкуренции и сокращение размера бюджета могут обусловить отказ от дискриминационной политики как экономически малоэффективной.
2.3.
Динамика показателей гендерного равенства на рынке труда 2.25.
С тем чтобы оценить последствия перемен, произошедших в период перехода к рыночной экономике, для динамики показателей гендерного равенства на рынке труда, рассмотрим основные направления изменения следующих индикаторов: • гендерный разрыв в показателях экономической активности и тесно связанный с ним разрыв в уровне безработицы и показателях занятости; • различия в моделях занятости; • разница в оплате труда.

[Back]