Проверяемый текст
Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А.Ворониной. — М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. — 416 с.
[стр. 97]

97 меньше времени на обучение на работе.
Однако вопрос о взаимосвязи растущей доли женщин в той или иной профессии и снижении профессиональной квалификации далеко не всегда может быть решен столь однозначно.
В ряде случаев феминизация той или иной профессии может происходить и на фоне растущих квалификационных требований.

Основными институциональными механизмами поддержания горизонтальной сегрегации являются законодательство о труде, образование и трудовая мобильность работников.

При исследовании взаимосвязи трудовой мобильности и гендерной сегрегации нужно рассматривать трудовую мобильность как процесс, в результате которого происходит изменение в соотношении мужчин и женщин в различных группах работников.
Эти изменения могут происходить в форме десегрегации, геттоизации и интеграции.
О тенденции к десегрегации можно говорить,
когда увеличение доли женщин является промежуточным этапом в процессе перемещения мужчин из преимущественно мужских сфер занятости, когда в них образуется критическая масса женщин, что в перспективе может привести к феминизации данной сферы.
Конечным результатом процесса перехода мужчин в женские сферы занятости является десегрегация сферы занятости в целом.

Процесс геттоизации имеет место в том случае, когда на фоне увеличения доли женщин в данной сфере занятости происходит их концентрация на определенных работах и должностных уровнях,
низкооплачиваемых, менее престижных.
Наименее часто встречающийся вариант развития событий
—это тенденция к интеграции, когда имеет место формирование стабильного смешанного состава занятых на всех должностных позициях в данной отрасли.
Таким образом, примерами интегрированных видов деятельности являются те, в которых доля женщин приблизительно отражает их долю в составе рабочей
[стр. 73]

ции в занятости выступает дискриминация по признаку пола, способствующая сохранению традиционного “гендерного портрета” профессий и отраслей.
Хотя общая картина гендерной сегрегации не подвержена резким колебаниям, с течением времени происходит определенное перераспределение мужчин и женщин между профессиями, отраслями, и пр.
В основе этого перераспределения могут лежать различные факторы – культурноидеологические, социально-экономические, технологические и пр.
Так, например, изменение культурных стереотипов относительно мужской и женской занятости может способствовать постепенному проникновению женщин в традиционно мужские виды деятельности, либо уходу мужчин из тех видов деятельности, которые начинают восприниматься как “женские”.
Примером воздействия со стороны идеологических факторов может служить освоение женщинами многих мужских профессий в годы первых пятилеток.
Социально-экономические факторы воздействуют на горизонтальную сегрегацию, прежде всего, через изменение экономической конъюнктуры в тех или иных отраслях и профессиях, и, соответственно, изменение показателей безработицы и оплаты труда в них.
Ухудшение экономической конъюнктуры обычно приводит к замещению мужчин женщинами.
К аналогичным последствиям приводит и изменение пропорций в оплате труда между отраслями: мужчины перемещаются в направлении отраслей и профессий с более высокой оплатой труда, а женщины занимают их места в тех секторах, где происходит относительное снижение заработной платы (ниже мы более подробно вернемся к обсуждению взаимосвязи профессиональной сегрегации и заработной платы).
Наконец, технологические факторы, как правило, связаны с относительным снижением квалификации и рутинизацией работ в том или ином виде деятельности.
Смысл этой взаимосвязи сводится к тому, что доля женщин в составе занятых увеличивается тогда, когда падает средний уровень квалификации, необходимый для выполнения работы.
Снижение квалификации – это процесс, в результате которого работа становится более рутинной и в целом требует меньше ответственности.
Это может быть, в частности, в тех случаях, когда работники либо имеют более низкий уровень формального образования, либо тратят меньше времени на обучение на работе.
Именно снижением квалификации объясняют и падение уровня оплаты труда по мере увеличения доли женщин в числе занятых.
Пример: снижение профессиональной квалификации в связи с рутинизацией работ Одним из ярких примеров снижения квалификационных требований, сопровождаемого феминизацией сферы занятости, является проверка страховых требований.
Данная сфера занятости в 1988 году на 70% состояла из женщин (против 30% женщин в 1970 году).
Ее феминизация явилась прямым результатом рутинизации и автоматизации рабочего процесса (в основном благодаря внедрению компьютеризации).
Если ранее рассмотрение страховых требований предполагало выезд на место и личную оценку ситуации со стороны высококвалифицированного эксперта, то в настоящее время эта деятельность превратилась в чисто конторскую.
Результатом явился отток мужчин из данной сферы занятости и существенный рост доли женщин, которых фирмы нанимали на освободившиеся рабочие места.2 Однако вопрос о взаимосвязи растущей доли женщин в той или иной профессии и снижении профессиональной квалификации далеко не всегда может быть решен столь однозначно.
В ряде случаев феминизация той или иной профессии может происходить и на фоне растущих квалификационных требований.

Вместе с тем, остается открытым вопрос о том, как требуемая квалификация соотносится с изменением квалификационных требований в других сопоставимых профессиях.
В качестве примера рассмотрим профессию судебного стенографиста.
До изобретения пишущих машинок в США в ходе судебных заседаний применялись специальные техники письменного стенографирования.
Постепенная замена ручного стенографирования машинописью привела к параллельному увеличению численности женщин-стенографисток.
Так, в 1942 году профессия судебного стенографиста была на 74% мужской, при этом лишь 10% занятых использовали пишущие машинки.
К 1975 году профессия стала на 45% мужской, и 87% пользовались пишущими машинками.
К 1990 году в судах практически не осталось писцов, а вместо пишущих машинок все чаще стали использовать компьютер3.
Таким образом, в настоящее время эта профессия требует более продвинутых профессиональных навыков, чем раньше.
99

[стр.,74]

Вместе с тем, оплата труда продолжает оставаться на достаточно высоком уровне для этого вида деятельности, несмотря на изменение полового состава работников.
Хотя эта профессия не требует высшего образования, средняя зарплата судебного стенографиста превышает уровень многих профессионалов с высшим образованием, включая учителей, инженеров, фармацевтов.
При этом, в тех штатах, где наиболее высока доля женщин среди судебных стенографистов, оплата труда ниже.
Итак, формирование гендерной сегрегации происходит под воздействием различных факторов и несет на себе отпечаток основных событий в экономической истории конкретных стран.
Основными институциональными механизмами поддержания горизонтальной сегрегации являются законодательство о труде, образование и трудовая мобильность работников.

Взаимосвязь трудовой мобильности и гендерной сегрегации заслуживает особого внимания.
В этом случае мы будем рассматривать трудовую мобильность как процесс, в результате которого происходит изменение в соотношении мужчин и женщин в различных группах работников.
Эти изменения могут происходить в форме десегрегации, геттоизации и интеграции.
О тенденции к десегрегации можно говорить
в том случае, когда увеличение доли женщин является промежуточным этапом в процессе перемещения мужчин из преимущественно мужских сфер занятости, когда в них образуется некоторая “критическая масса” женщин, что в перспективе может привести к феминизации данной сферы.
Конечным результатом процесса перехода мужчин в женские сферы занятости является десегрегация сферы занятости в целом.

Интересный пример в этом плане можно обнаружить в такой сфере занятости, как акушерство – здесь сначала были заняты исключительно женщины-повивальные бабки, а затем – исключительно врачи-мужчины.
В Великобритании этот процесс был инициирован в семнадцатом веке в связи с изобретением группой докторов-мужчин акушерских хирургических щипцов.
Наложение щипцов при родах получило высокую популярность, и женщины вскоре начали требовать применения новой технологии для облегчения их родов.
В США, также как и в Британии, преобладание мужчин-акушеров являлось фактором, побуждавшим женщин отказываться от услуг повивальных бабок и родов на дому в пользу родов в госпитале при помощи докторов.
В то время, как в 1910 году 50% родов принимались повивальными бабками, менее 1% принимались ими в 1970 году4 .
Только в последнее время эта сфера вновь становится областью женской специализации в медицине.
Процесс геттоизации имеет место в том случае, когда на фоне увеличения доли женщин в данной сфере занятости происходит их концентрация на определенных работах и должностных уровнях,
например, низкооплачиваемых, менее престижных.
Когда промышленная революция создала высокий спрос на конторскую работу, профессии секретаря или клерка были преимущественно мужскими, а затем все эти сферы занятости стали преимущественно женскими.
Так, до Второй Мировой войны в Великобритании почти не было женщин банковских кассиров, а в 1980 году более 90% кассиров составляли женщины5 .
Однако при этом оплата труда и возможности карьерного роста этой профессиональной группы заметно снизились.
В настоящее время эти виды деятельности рассматриваются как “женские профессиональные гетто”.
Наконец, наименее часто встречающийся вариант развития событий – это тенденция к “интеграции”, когда имеет место формирование стабильного смешанного состава занятых на всех должностных позициях в данной отрасли.
Таким образом, примерами интегрированных видов деятельности являются те, в которых доля женщин приблизительно отражает их долю в составе рабочей
силе в целом, количественное соотношение полов относительно стабильно, и женщины не образуют гетто.
Существует немного примеров интегрированных видов деятельности.
Одним из таких видов деятельности является профессия бармена.
В США женщины-бармены составляли 21% в 1970 году.
В 1970 году были отменены дискриминационные законы, существовавшие как на государственном уровне, так и внутри профессиональных объединений барменов., и к 1980 году доля женщин резко возросла до 44%, а затем остановилась на 50% в 1988 году.
Уникальные характеристики профессии достойны того, чтобы рассказать о них более подробно.
В профессии бармена фактически отсутствуют должностная иерархия и внутренняя специализация, которые могли бы стать основой сегрегации.
В каждую смену работает не больше двух барменов, и существует очень немного возможностей для 100

[Back]