Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 12]

влечено не только значение слова, но и многочисленные прагматические импликации.
Таким образом, понимание обеспечивается знанием значений слов и предложений (семантическая компетенция), интерпретация знанием механизмов употребления языка (прагматическая компетенция).
Объект понимания величина постоянная.

H.A.
Арутюнова считает, что правильное понимание высказывания не исключает его неверную интерпретацию.
Для нашего случая понимание себя основывается на тех концептуальных сторонах своего «Я», которые заложены в «Я-концепции».
Подтверждение этому мы находим и в трудах из классического наследия выдающегося филолога и философа конца XVIH
начала XIX в.
Вильгельма фон Гумбольдта.
Он отмечал, что понимание каждой вещи уже предполагает в качестве условия своей возможности наличие в познающем субъекте некоего аналога того, что впоследствии действительно будет понято, требует изначального совпадения между субъектом и объектом, предшествующего этому акту.
Ученый считал, что понимание есть не простое развертывание того, что существовало в субъекте, и не простое заимствование имеющегося в объекте, а то и другое одновременно.
Оно всегда состоит из применения ранее имеющегося общего к новому, особенному.

Посредником в процессе понимания является язык (Вильгельм фон Гумбольдт, 1984).
Это подтверждается и психологическими исследованиями.

J1.
С.
Выготский отмечал, что язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать
ее, что он не отражение сложившегося миросозерцания, а слагающая его деятельность.
В диалоге с A.A.
Потебней он писал: «Для понимания своей и внешней природы вовсе не безразлично, как представляется нам эта природа, посредством каких именно сравнений столь ощутительны для ума ее отдельные стихии, насколько истинны для нас сами эти сравнения, одним словом, для мысли не безразличны первоначальное свойство и степень забвения внутренней формы слова».
12
[стр. 68]

67 нимании, а об интерпретации.
В процесс интерпретации вовлечено не только значение слова, но и многочисленные прагматические импликации (14).
Таким образом, понимание обеспечивается знанием значений слов и предложений (семантическая компетенция), интерпретация — знанием механизмов употребления языка (прагматическая компетенция).
Объект понимания — величина постоянная.

Н.Д.
Арутюнова считает, что правильное понимание высказывания не исключает его неверную интерпретацию.
Для нашего случая понимание себя основывается на тех концептуальных сторонах своего «Я», которые заложены в «Яконцепции».
Подтверждение этому мы находим и в трудах из классического наследия выдающегося филолога и философа конца X V
I11 начала X IX в.
В.
фон Гумбольдта.
Он отмечал, что понимание каждой вещи уже предполагает в качестве условия своей возможности наличие в познающем субъекте некоего аналога того, что впоследствии действительно будет понято, требует изначального совпадения между субъектом и объектом, предшествующего этому акту.
Ученый считал, что понимание есть непростое развертывание того, что существовало в субъекте, и не простое заимствование имеющегося в объекте, а то и другое одновременно.
Оно всегда состоит из применения ранее имеющегося общего к новому особенному.

«Там, где два существа разделены пропастью, там нет моста к их взаимному пониманию; для взаимного понимания необходимо, чтобы это понимание в некоем ином смысле уже существовало» (84, с.
300).
Интересным в работах В.
фон Гумбольдта является то, что понимание он на примере понимания поступка соизмерил с ответственностью.
«На практике следовало бы, как я полагаю, исходить исключительно из специфики каждого данного случая, а не из общих соображений, и прибегать к ограничению только тогда, когда опыт прошлого и условия настоящего делают это действительно необходимым.
Естественное право в его применении к совместному существованию людей проводит здесь резкую границу: порицание выносится всем тем

[стр.,69]

68 действиям, совершая которые кто-либо по своей вине вторгается в права другого, следовательно, во всех тех случаях, когда вред является следствием определенного поступка или же в такой степени вероятности связан с ним, что совершивший его либо понимает это, либо по крайней мере не может не понимать и поэтому несет ответственность за свой поступок» (84, с.
94).
Другими словами, человек, понимающий последствия своего поступка, несет ответственность.
В.
фон Гумбольдт полагал, что посредником в процессе понимания явл ется язык.
Это подтверждается и психологическими исследованиями.

Л.С.
Выготский отмечал, что язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать
её, что он — не отражение сложившегося миросозерцания, а слагающая его деятельность.
Анализируя взгляды А.А.
Потебни, он писал: «Для понимания своей и внешней природы вовсе не безразлично, как представляется нам эта природа, посредством каких именно сравнений столь ощутительны для ума её отдельные стихии, насколько истинны для нас сами эти сравнения, одним словом, полагал А.А.
Потебня, для мысли не безразличны первоначальное свойство и степень забвения внутренней формы слова.
Если здесь речь идет об образовании с помощью речи ряда систем, обнимающих отношение личности к природе, то вместе с тем нельзя забывать ни на минуту, что и познание природы, и познание личности совершаются с помощью понимания других людей, понимания окружающих, понимания социального опыта.
Речь нераздельна с пониманием.
Эта нераздельность речи и понимания проявляется одинаково как в социальном пользовании речью в качестве средства общения, так и в индивидуальном пользовании ею в качестве средства мышления» (Л.С.
Выготский, 1984, с.
67-68).
В филологии существует мнение, что в процессе понимания сказываются основные черты слова, что и в речи.
Изучение процесса понимания подтверждает, что язык лишь средство, видоизменяющее создание мысли, что его нельзя понять как выражение готовой мысли.
В противном случае, утверждает

[стр.,94]

93 обхцаюший истинное вдохновение, осмысленный путь в ж изни и увлеченно укрепиться на этом пути» (М .Е.
Б урно,1994, с.
123).
Н а развитии самопонимания построена концепция «воспитания поступком» Оллред.
О на определяет самопонимание буквально как «думание человека о самом себе».
Таблица №1, Представленияразличных авторов опонятии «понимание» ( сразбивкой определений на критерии) Авторы Определения 1.
Блонский П.П.
Понимание * соотнесение образа с реальной действительностью.
2.
Арутюнова Н.Д.
Понимание значения дескриптивных предикатов опирается * на семантическую компетенцию говорящих.
3.
В.
фон Гумбольд Понимание предполагает * наличие в познающем субъекте некоего аналога того, что впоследствии действительно будет понято, * требует изначального совпадения между субъектом и объектом 4.
Гурджиев Г.И.
Понимать * надо знать целое * и только через это находить связи между отдельными частями и целым * требуется правильное отношение.
5.
Бахтин М .М Понимание * диалогично * присутствуют два сознания, два субъекта * согласие с самим собой и другими.

[Back]