Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 14]

Положительным моментом этого учения считается то, что самопонимание является предшественником понимания человека человеком.
Основной функцией самопонимания является согласование всех многообразных составляющих «Я» человека.
Интерес вызывает и то, что
правильное понимание требует правильного отношения.
Отрицательное отношение останавливает понимание.
Вещи, к которым мы часто относимся отрицательно, можно понять, если
относиться к ним положительно.
Согласно этому учению, человек должен иметь положительное отношение в одних случаях и отрицательное отношение в других.
Попытка создать только положительные отношения так же ошибочна, как и иметь только отрицательные отношения.
Подтверждение этому мы находим в работах
A.A.
Бодалева.
Он отмечает, что форма, способ поведения личности могут не полностью соответствовать содержанию отношения личности в какой-то стороне деятельности
(A.A.
Бодалев, 1983) [27, с.
95].
Г.
Гурджиев, рассматривая взаимосвязь понимания и отношения, брал во внимание только интеллектуальные отношения.
Эмоциональные отрицательные отношения он рассматривал как отождествление.
Эмоциональные отношения исследователь сводит к принятию или непринятию, а интеллектуальные к точке зрения.
Человек может иметь точку зрения, не будучи отождествленным.
Говоря об этом,
исследователь отделяет понимание от знания и отношения.
Им введена в систему понимания и оценка, которая заявляет о себе при понимании относительной ценности вещей.
Понимание можно развивать, если изменить отношение.
А для того чтобы изменить отношение, надо изучать себя и жизнь, конструировать оценочные суждения
(Г.
Гурджиев, 2003) [63, с.
57].
Понимание широко представлено в концепции о диалогичности сознания (М.М.
Бахтин).

В этом подходе отражена идея о социальном генезисе сознания, о диалоге, который есть форма «самого бытия личности».
Здесь
14
[стр. 72]

71 целым, а если кто-либо не знает целое, как он может связать?» (271, с.
168).
В то же время (хотя авторами этого знания и выделяются эмоциональное и интеллектуальное понимание) они не взаимосвязаны.
Хотя можно отметить некоторые исследования, доказавшие, что эмоциональность может выступать как один из этапов, уровней понимания (А.А.
Смирнов, 1987) или как способ и движущаяся сила понимания (Г.С.
Костюк, 1988).
Положительным моментом этого учения считается то, что
понимание себя является предшественником понимания человека человеком.
Основной функцией самопонимания является согласование всех многообразных составляющих «Я» человека.
Интерес вызывает и то, что
согласно этому учению правильное понимание требует правильного отношения.
Отрицательное отношение останавливает понимание.
Вещи, к которым мы часто относимся отрицательно, можно понять, если
изменить отношение, т.е.
относиться к ним положительно.
В соответствии с этим учением человек должен иметь положительное отношение в одних случаях и отрицательное отношение в других.
Попытка создать только положительные отношения также ошибочна, как и иметь только отрицательные отношения.
Подтверждение этому мы находим в работах
А.А.
Бодалева.
Он отмечает, что форма, способ поведения личности могут не полностью соответствовать содержанию отношения личности в какой-то стороне деятельности
(42).
Гурджиев, рассматривая взаимосвязь понимания и отношения, брал во внимание только интеллектуальные отношения.
Эмоциональные отрицательные отношения он рассматривал как отождествление.
Эмоциональные отношения исследователь сводит к принятию или непринятию, а интеллектуальные — к точке зрения.
Человек может иметь точку зрения, не будучи отождествленным.
Говоря об этом,
исследователю удалось отделить понимание от знания и отношения.
Он считал, что понимание будет более эффективным, если будут

[стр.,73]

72 задействованы все центры понимания — интеллектуальный и эмоциональный.
Эти два центра могут рассматриваться как два основных компонента понимания.
Эти компоненты должным образом взаимосвязаны.
Если превалирует только эмоциональное понимание, то мы имеем дело только с чувствами, но не с самим пониманием.
Им введена в систему понимания и оценка, которая заявляет о себе при понимании относительной ценности вещей.
Понимание можно развивать, если изменить отношение.
А для того, чтобы изменить отношение, надо изучать себя и жизнь, конструировать оценочные суждения.

Интересным моментом этого учения является то, что понимание взаимосвязано с усилиями человека.
Вот, что говорит по этому поводу П.Д.
Успенский.
«Человек должен понимать, что он делает и почему он делает это.
Чем больше он понимает, тем больше он может получить от одних и тех же усилий» (271, с.
169).
Таким образом, в эзотерическом учении, при многих недостатках, достаточно продумана идеология понимания.
От простого описания, толкования этого явления до способов его развития.
Большое значение в понимании имеет целостность человека.
Основным недостатком этого учения, на наш взгляд, является игнорирование личности человека, так как человек сводится к «машине».
Понимание в концепции диалогичности сознания М М .
Бахтина Понимание широко представлено в концепции о диалогичности сознания (М.М.
Бахтин,
1975, 1979, 1995).
В этом подходе отражена идея о социальном генезисе сознания, о диалоге, который есть форма «самого бытия личности».
Здесь
психика понимается как структура принципиально диалош ческая, в которой имплицитно содержатся различные формы социальных внешних диалогов.

[Back]