Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 16]

Понимание своих возможностей и способностей, направленных на реализацию деятельности, всегда будет проявляться в результате, через который он и будет услышанным третьим лицом.
Не есть ли это «вклад»
в других людей (A.B.
Петровский, 2002) [156, с.
384]? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что, наверное, через этот результат человек стремится «быть признанным».
А это и определяет, согласно концепции персонализации, «метаиндивидный» уровень развития личности человека.
Это характерно не только для предметно-практической стороны деятельности, но и для другой
ее стороны «направленной на усвоение норм взаимоотношений между людьми» (Д.И.
Фельдштейн).

В рамках последней, во-первых, присутствуют и заявляют о себе два субъекта, во-вторых, всегда предполагается, что должен быть третий.
Для полного понимания молодой человек должен проявить себя родителем (возможно, не в реальной, жизни, а в ходе ролевой игры)
(Д.И.
Фельдштейн, 1996) [222, с.
36].
Итак, мы имеем дело с двумя субъектами: один заложен в
копцептосфере, другой реально действующий.
А третьим могут выступить члены группы, в которой происходит моделирование ролевой игры, которые будут вопрошающими.

Таким образом, человек стремится не только к пониманию себя, но и к тому, чтобы быть понятым другими людьми, т.е.
отмечается стремление к согласию с самим собой и другими.
М.М.
Бахтин отмечал, что согласие одна из важнейших форм диалогических отношений
[17].
Эти отношения не должны рассматриваться упрощенно и сводиться только к противоречиям, борьбе, спору, несогласию.
Возможно, рассмотрение концептосферы как своего рода субъектов, между которыми устанавливается диалог, позволит рассматривать самопонимание как диалогичность.
Тем более что образование и формирование концептосфер способствует согласованию
продуктов самосознания.
Определяя внутренний диалог как внутреннюю коммуникацию «Я» и «Я-другое», часто интериоризированную и объективированную в речевых формальных монологических высказываниях, можно увидеть, как внутренние
16
[стр. 75]

74 Понимание своих возможностей и способностей, направленных на реализацию деятельности, всегда будет проявляться в результате, через который он и будет услышанным третьим лицом.
Не есть ли это «вклад»
(А.В.
Петровский, 1984; В.А.
Петровский, 1992, 1993) в других людей? Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что, наверное, через этот результат человек стремится «быть признанным».
А это и определяет, согласно концепции персонализации, «метаиндивидный» уровень развития личности человека.
Это характерно не только для предметно-практической стороны деятельности, но и для другой
её стороны — «направленной на усвоение норм взаимоотношений между людьми» (Д.И.
Фельдштейн,
1996).
В рамках последней стороны деятельности, во-первых, присутствуют и заявляют о себе два субъекта, во-вторых, всегда предполагается, что должен быть третий.
Это также характерно и на внутриличностном уровне.
Например, как мы уже подчеркивали выше, между «Я» и «Другое Я».
Но даже в этом примере человек всегда предполагает наличие третьего, через которого он будет «услышанным».
Для более четкой иллюстрации этого примера приведем момент понимания человеком себя как родителя.
В концепции «Я» заложено определенное представление о родителе, которое и будет определять его как концептосферу, находящуюся в «Я идеальном», но это не будет определяться как понимание.
Здесь мы имеем дело только с объяснением: «Кто такой родитель?».
Для полного понимания молодой человек должен проявить себя родителем (возможно не в реальной жизни, а в ходе ролевой игры).

Итак, мы имеем дело с двумя субъектами: один заложен в
концептосфере, другой — реально действующий.
А третьим могут выступить члены группы, в которой происходит моделирование ролевой игры, которые будут вопрошающими.


[стр.,76]

75 Таким образом, человек стремится не только к пониманию себя, но и к тому, чтобы быть понятым другими людьми, т.е.
отмечается стремление к согласию с самим собой и другими.
М.М.
Бахтин отмечал, что согласие — одна из важнейших форм диалогических отношений.

Эти отношения не должны рассматриваться упрощенно и сводиться только к противоречиям, борьбе, спору, несогласию.
Возможно, рассмотрение концептосферы как своего рода субъектов, между которыми устанавливается диалог, позволит рассматривать самопонимание как диалогичность.
Тем более что образование и формирование концептосфер способствует согласованию.

Определяя внутренний диалог как внутреннюю коммуникацию «Я» и «Я другое», часто интериоризированную и объективированную в речевых формальных монологических высказываниях, можно увидеть, как внутренние
«голоса» выходят и соприкасаются друг с другом.
Это позволяет более эффективно изучать самосознание человека и, в частности, самопонимание.
Понимание в герменевтике Попытки изучения самопонимания предприняты в рамках герменевтического подхода.
Вот как обозначил основные положения герменевтики Б.Л.
Доценко.
1.
Осознанная установка на истолкование, разъяснение, а не на беспристрастное описание.
Понять — означает привнесение своего понимания (заключенное в способах и средствах мышления) в предмет изучения, а не стерильно фиксирование нечто в этом предмете.
2.
Стремление понять смысл человеческих действий, то есть совокупность его связей с миром.
3.
Фокусировка на языке носителе сведений о человеке.

[Back]