Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 17]

«голоса» выходят и соприкасаются друг с другом.
Это позволяет более эффективно изучать самосознание человека и, в частности, самопонимание.

Попытки изучения самопонимания предприняты в рамках герменевтического подхода.
Вот как обозначил основные положения герменевтики
Е.Л.
Доценко.
1.
Осознанная установка на истолкование, разъяснение, а не на беспристрастное описание.
Понять означает
привнести свое понимание (заключенное в способах и средствах мышления) в предмет изучения, а не стерильно зафиксировать нечто в этом предмете.
2.
Стремление понять смысл человеческих действий, то есть совокупность его связей с миром.
3.
Фокусировка на языке носителе сведений о человеке.

4.
Смысл схватывается через многосторонний анализ средств выражения: речь, беседа, символические действия, социальные артефакты.
Существующие противоречия воспринимаются как источники смысла.
5.
Допускается отсутствие явных различий между фактами и оценкой, истиной и верой.
Речь не о смешении описываемого предмета и его описания, а о последовательности в осознании того, что в рамках языка мы всегда работаем только с разными видами описания (толкований), а не с самой реальностью.
К последней мы имеем доступ тоже только через язык.
6.
Значение любого события или явления зависит от контекста от всей совокупности его актуальных и потенциальных связей.
7.
Невозможность сформулировать точное теоретическое описание.
Е.Л.
Доценко в своих исследованиях отмечал, что довольно привычно говорить о герменевтике как о науке (или искусстве) толкования текстов, «но по отношению к активности человека прямой перенос метода истолкования требует дополнительного обоснования»
[72, с.
29].
Ученый показал, что человеческую деятельность можно рассматривать как текст.
Выдвинуть это положение ему позволили следующие обоснования, предложенные П.
Рикером: 17
[стр. 76]

75 Таким образом, человек стремится не только к пониманию себя, но и к тому, чтобы быть понятым другими людьми, т.е.
отмечается стремление к согласию с самим собой и другими.
М.М.
Бахтин отмечал, что согласие — одна из важнейших форм диалогических отношений.
Эти отношения не должны рассматриваться упрощенно и сводиться только к противоречиям, борьбе, спору, несогласию.
Возможно, рассмотрение концептосферы как своего рода субъектов, между которыми устанавливается диалог, позволит рассматривать самопонимание как диалогичность.
Тем более что образование и формирование концептосфер способствует согласованию.
Определяя внутренний диалог как внутреннюю коммуникацию «Я» и «Я другое», часто интериоризированную и объективированную в речевых формальных монологических высказываниях, можно увидеть, как внутренние «голоса» выходят и соприкасаются друг с другом.
Это позволяет более эффективно изучать самосознание человека и, в частности, самопонимание.

Понимание в герменевтике Попытки изучения самопонимания предприняты в рамках герменевтического подхода.
Вот как обозначил основные положения герменевтики
Б.Л.
Доценко.
1.
Осознанная установка на истолкование, разъяснение, а не на беспристрастное описание.
Понять — означает
привнесение своего понимания (заключенное в способах и средствах мышления) в предмет изучения, а не стерильно фиксирование нечто в этом предмете.
2.
Стремление понять смысл человеческих действий, то есть совокупность его связей с миром.
3.
Фокусировка на языке носителе сведений о человеке.


[стр.,77]

76 4.
Смысл схватывается через многосторонний анализ средств выражения: речь, беседа, символические действия, социальные артефакты.
Существующие противоречия воспринимаются как источники смысла.
5.
Допускается отсутствие явных различий между фактами и оценкой, истиной и верой.
Речь не о смешении описываемого предмета и его описания, а о последовательности в осознании того, что в рамках языка мы всегда работаем только с разными видами описания (толкований), а не с самой реальностью.
К последней мы имеем доступ тоже только через язык.
6.
Значение любого события или явления зависит от контекста — от всей совокупности его актуальных и потенциальных связей.
7.
Невозможность сформулировать точное теоретическое описание.
Е Л .
Доценко в своих исследованиях отмечал, что довольно привычно говорить о герменевтике как о науке (или искусстве) толкования текстов, «но по отношению к активности человека прямой перенос метода истолкования требует дополнительного обоснования»
(Е Л .
Доценко, 1997, с.
29).
Ученый показал, что человеческую деятельность можно рассматривать как текст.
Выдвинуть это положение ему позволили следующие обоснования, предложенные П.
Рикером: 1)
действие может быть прочитано; 2) в действии есть свое содержание — то, что может быть понято.
Это содержание, равно как и временная развертка действия, обладает самостоятельной внутренней логикой; 3) действия вписываются «в ткань истории».
Но надо отметить, что и П.
Рикер не был в этом оригинален.
Поведение как текст рассматривали М.М.
Бахтин, А.А.
Брудный и др.
Наиболее полно понимание представлено в работе по герменевтике А.А.
Брудного.
Им были выделены существующие две точки зрения определения понимания.
Одна точка зрения утверждает, что глубина понимания мира

[Back]