Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 20]

Данная традиция предопределена исследованиями Л.С.
Выготского.
Хотя все исследователи стоят на разных позициях в определении специфики понимания, многие из них пришли к единому мнению, которое заключается в том, что понимание объединяет мыслительную деятельность человека и его общение.

Наиболее широко представлена и разработана проблема понимания в когнитивной психологии.
Так, Жан-Франсуа Ришар рассматривает понимание как один из классов ментальных деятельностей.
Понимание как деятельность служит для осуществления
6 функций: • сохранения перманентных когнитивных структур: знаний, верований;выработки решений о действии применительно к задаче;конструирования репрезентаций (переходных когнитивных структур);формирования умозаключений, имеющих эпистемологическую или прагматическую направленность; • конструирования знаний; • регуляции и контроля активности.
Понимание рассматривается исследователем как конструирование интерпретаций ситуации в
ее целостности.
Конструирование интерпретаций направляется задачей,
что приводит к разделению различных деятельностей понимания.
Ж.-Ф.
Ришар отмечал, что можно выделить
2 типа подобной деятельности: 1) понять для того, чтобы припомнить или, говоря более отвлеченно, чтобы узнать, то есть сконструировать сеть связей для сохранения в памяти или же понять для того, чтобы модифицировать существующую сеть знаний (обогатить ее, переструктурировать); 2) понять для того, чтобы действовать, то есть сконструировать программу действий для получения данного результата [173].
В работе Ж.-Ф.
Ришара интересным является тот момент, что исследователь, основываясь на природе знаний, используемой для понимания текста или ситуации, позволяет выделить различные процессы, посредством которых реализуется понимание.
Понимание может быть и партикуляризацией схемы, и конструированием реляционной сети, которую используют для переработки
20
[стр. 80]

79 то есть от внешнего поверхностного значения текста к его внутреннему, глубинному смыслу, а затем и к мотиву, лежащему в основе этого сообщения.
Центральным моментом для процесса понимания текста А.Р.
Лурия считает поиск смысла, приводящего к выбору возникающих альтернатив и принятию соответствующего решения.
Последнее положение, как нам кажется, гораздо шире и его можно отнести не только к пониманию текста.
1.2.2.
Проблемы психологии понимания.
Понимание как психологическую проблему рассматривали такие психологи, как Л.С.
Выготский, Л.П.
Доблаев, В.В.
Знаков, Ю.К.
Корнилов, Г.С.
Костюк, С.Л.
Рубинштейн, А.А.
Смирнов, O.K.
Тихомиров.
В этих работах понимание представлено в рамках взаимодействия когнитивной и аффективной сфер человека, но в большей степени принято относить понимание к области мышления.
Эта традиция предопределена исследованиями Л.С.
Выготского.
Хотя все исследователи стоят на разных позициях в определении специфики понимания, многие из них пришли к единому мнению, которое заключается в том, что понимание объединяет мыслительную деятельность человека и его общение.

Понимание в когнитивной психологии Наиболее широко представлена и разработана проблема понимания в когнитивной психологии.
Так, Жан Франсуа Ришар рассматривает понимание как один из классов ментальных деятельностей.
Понимание как деятельность служит для осуществления
шести функций: ■ сохранения перманентных когнитивных структур: знаний, верований;выработки решений о действии применительно к задаче;конструирования репрезентаций (переходных когнитивных структур);

[стр.,81]

80■ формирования умозаключений, имеющих эпистемологическую или прагматическую направленность; ■ конструирования знаний; ■ pei-уляции и контроля активности.
Понимание рассматривается исследователем как конструирование интерпретаций ситуации в
её целостности.
Конструирование интерпретаций направляется задачей.

Это приводит к разделению различных деятельностей понимания.
Ж.Ф.
Риш ар отмечал, что можно выделить
два типа этой деятельности: 1) понять для того, чтобы припомнить или, говоря более отвлеченно, чтобы узнать, то есть сконструировать сеть связей для сохранения в памяти или же понять для того, чтобы модифицировать существующую сеть знаний (обогатить её, переструктурировать); 2) понять для того, чтобы действовать, то есть сконструировать программу действий для получения данного результата.
В работе Ж.
Ришара интересным является то, что он, основываясь на природе знаний, используемой для понимания текста или ситуации, позволяет выделить различные процессы, посредством которых реализуется понимание.
Понимание может быть и партикуляризацией схемы, и конструированием реляционной сети, которую используют для переработки
очень общих знаний, касающихся целых классов ситуаций, подлежащих переработке.
Это может быть также конструирование отдельной ситуации, которая должна быть совместима со всей информацией общего характера, имеющейся в распоряжении.
Это может быть и конструирование реляционной или процедурной структуры по аналогии с существующей структурой путем её модификации с целью адаптации.
Исследователь рассматривает термин «понимание» как родовой термин, который надлежит специфицировать в зависимости от типа процесса, с помощью которого реализуется понимание.
Ж.Ф.
Ришар справедливо констатирует,

[Back]