Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 22]

личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту.
Такое понимание он противопоставил оценивающему пониманию, которое чаще проявляется в деятельности психотерапевта.

Хотя К.
Роджерс и не оперировал термином «самопонимание», он предполагал, что понимание терапистом клиента способствует осуществлению понимания клиента самим себя.
Процессы понимания тераписта и клиента идут одновременно, но, возможно, на разных уровнях осознания.
Терапист раскрывает понимание проблемы, личности клиента перед ним, что стимулирует понимание клиентом самого себя.
Это предполагает принятие клиентом самого себя, открытость к новому опыту.
Последние могут рассматриваться как критерии самопонимания.
Большое внимание К.
Роджерс уделял развитию у человека понимания себя.
Он писал: «Если ...
создать отношения, характеризующиеся ...
искренностью и прозрачностью ...
истинных чувств, теплым принятием и высокой оценкой другого человека как отдельного индивида, тонкой способностью видеть его мир и его самого, как он сам их видит, тогда индивид в этих отношениях будет испытывать и понимать свои качества, которые прежде были им подавлены, обнаружит, что становится более целостной личностью, способной полезно жить, станет человеком, более похожим на того, каким он хотел бы быть, будет более самоуправляемым и уверенным в себе, станет человеком с более выраженной индивидуальностью, способным выразить себя, будет лучше понимать и принимать других людей, будет способен успешно и спокойно справляться с жизненными проблемами
[176, с.
80].
В отечественной психологии сложилась традиция рассматривать понимание как один из мыслительных процессов.
Другими словами, понимание немыслимо вне мышления.
Л.С.
Выготский отмечал, что «понимание действительности, понимание других и понимание себя вот что приносит с собой мышление в понятиях.
Вот какая революция наступает в мышлении и
созна22
[стр. 82]

81 что понимание — трудный процесс и во многом зависит от того, в какой степени развиты у индивидуума когнитивные операции.
Когнитивный подход исследователя к проблеме понимания текстов и ситуаций заслуживает пристального внимания, но в то же время остаются без ответа многочисленные вопросы, связанные с тем, как и каким образом осуществляется понимание в зависимости от особенностей личносги человека: его мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сфер; как происходит развитие понимания, что является условием и факторами этого развития.
Понимание в гуманистической психологии Большое значение становлению и формированию понимания, самопонимания уделяется в клиент-центрированной терапии К.
Роджерса.
Самопонимание позволяет развить у психотерапевта и клиента эмпатию по отношению друг к другу.
В научной работе К.
Роджерс объединил объективный и субъективный методы науки, что традиционно для гуманистической психологии.
Субъективный метод оперирует данными, полученными на основе восприятия субъективного опыта другого человека, на основе вчувствования в этот внутренний опыт другого.
Это — идеографический, индивидуализированный метод понимания, когда знание рождается в межличностном взаимодействии с помощью усилий и тераписта, и клиента (Т.Д.
Ш евеленкова, 1989).
К.
Роджерс ввел понятие «эмпатическое понимание» как условие действенной психотерапии.
Оно проявляется, когда терапист ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту.
Такое понимание он противопоставил оценивающему пониманию, которое чаще проявляется в деятельности психотерапевта.


[стр.,83]

82 Х отя К.
Родж ерс и не оперировал термином «самопонимание», он предполагал, что понимание терапистом клиента способствует осущ ествлению понимания клиента самим себя.
П роцессы понимания тераписта и клиента идут одновременно, но, возможно, на разны х уровнях осознания.
Терапист раскры вает понимание проблемы, личности клиента перед ним, что стимулирует понимание клиентом самого себя.
Это предполагает принятие клиентом самого себя, откры тость к новому опыту.
П оследние могут рассматриваться как критерии самопонимания.
Больш ое внимание К.
Роджерс уделял развитию у человека понимания себя.
О н писал: «Если ...
создать отнош ения, характеризую щ иеся ..
искренностью и прозрачностью ..
истинных чувств, теплым принятием и высокой оценкой другого человека как отдельного индивида, тонкой способностью видеть его мир и его самого, как он сам их видит, тогда индивид в этих отнош ениях будет испы ты вать и понимать свои качества, которые прежде были им подавлены, обнаруж ит, что становится более целостной личностью , способной полезно жить, станет человеком, более похож им на того, каким он хотел бы быть, будет более самоуправляемым и уверенным в себе, станет человеком с более выраж енной индивидуальностью , способным выразить себя, будет лучш е понимать и принимать других лю дей, будет способен успеш но и спокойно справляться с ж изненны ми проблемами»
(К.
Родж ерс, 1994, с.
80).
Понимание в отечественной психологии В отечественной психологии сложились две точки зрения на понимание.
П ервая точка зрения рассматривает понимание как процесс, предш ествующ ий мыш лению (С.Л.
Рубинш тейн, 1940).
Согласно этой точке зрения, понимание — исходный феномен мыш ления.
И менно в понимании выражается участие мыш ления в регуляции деятельности.
«М ыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять» (С.Л.
Рубинш тейн, 1940).


[стр.,84]

83 С пособность понимать окружаю щ ий мир, других лю дей и самого себя составляет необходимое условие реализации сущ ностных сил человека.
Вторая утверж дает и традиционно рассматривает понимание как один из мыслительных процессов.
Д ругими словами, понимание не мыслимо вне мыш ления.
Л.С.
Вы готский отмечал, что «понимание действительности, понимание других и понимание себя — вот что приносит с собой мыш ление в понятиях.
Вот какая револю ция наступает в мыш лении и
сознании подростка, вот то новое, что отделяет мыш ление подростка от мыш ления трехлетнего ребенка» (Л.С.
Выготский, 1984, с.
67).
По мнению исследователя, понимание не дано человеку изначально, а возникает н а определенном этапе становления и развития психики человека.
Это связано с развитием мыш ления в понятиях.
А налогичны х позиций в изучении понимания придерж ивался Г.С.
Косткж , который рассматривал понимание как процесс, который ярче проявляется там, где проявляется потребность понять новые для нас объекты (Г.С.
Костюк, 1988).
Он отождествлял понимание с мыш лением.
Он писал: «П онимание как процесс, это и есть процесс мыш ления, направленный на разреш ение стоящ их перед личностью задач.
Н ет оснований рассматривать понимание как какой-то особый, отдельный от мыш ления процесс» (133, с.
53).
Н о в то ж е время, он четко показал, что в процессе понимания происходит взаимодействие когнитивной и эмоциональной стороны этого процесса.
О н считал, что понять новый объект — это значит реш ить некоторую, пусть маленькую , познавательную задачу.
Для того чтобы реш ить эту задачу у человека долж на сформироваться потребность понять что-либо.
Согласно этому подходу, справедливо отмечается, что понимание актуализируется «только за счет наличия у человека потребности понять» (133).
Костю к рассматривал процесс понимания как целенаправленный, мотивированный и продуктивный.

[Back]