Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 24]

Процесс понимания является также продуктивным процессом.
Результатом его являются те образы, представления, суждения, понятия, которые складываются у нас вследствие понимания нами тех или иных объектов, мысленное овладение ими.
Вместе с тем они становятся средством для решения новых мыслительных задач.
Интересным в рамках этого подхода является осмысление понимания, выражающееся в следующем определении: понять это найти общее в единичном, и через это общее объяснить единичное.
Отсюда, как
считает исследователь, и вытекает необходимость в чувственных образах, в живом созерцании.
В то же время Г.С.
Костюк отмечал, что понимание не только интеллектуальный процесс.
Оно всегда переживается личностью.
Он считал, что чувства имеют место на всех этапах
протекания процесса понимания, начиная с осознания вопроса и кончая добыванием ответа на него.
«Сама потребность понять и те мотивы, которые актуализируют
ее, переживаются личностью, находят свое проявление в ряде чувств (удивление, любовь к знанию и др.)» (Г.С.
Костюк, 1988)
[109, с.
218-219].
Чувства, возникающие при этом, не просто сопровождают процесс понимания.
Они влияют на его протекание, становятся составным моментом его движущих сил.
Г.С.
Костюк рассмотрел, каким образом чувства сомнения, колебания, неуверенности влияют на понимание.
Но наряду с положительной ролью чувств в понимании они могут играть и отрицательную роль.
Он отметил,
что отрицательное влияние на протекание понимания могут оказывать чувства, порождаемые посторонними для решаемого вопроса мотивами.
Отрицательно могут сказаться на этом процессе такие чувства, как неуверенность в своих силах, волнение, опасения последствий неудачного выяснения тех или иных вопросов, аффективные состояния и т.п.
Важным итогом исследований Г.С.
Костюка является то, что процессы понимания разнообразные и своеобразные проявления активности личности,
24
[стр. 85]

84 П онимание всегда характеризуется определенной целенаправленностью .
О но направлено на то, чтобы раскрыть связи в некоторы х явлениях объективной действительности, выяснить неясное, дать ответ на какой-то вопрос, реш ить определенную задачу, проблему.
В мотивации понимания сущ ественную роль играет осознание человеком противоречия м еж ду слож ивш имися у него мыслями, выводами и новыми фактами или другими известными ему положениями.
П роцесс понимания является такж е продуктивным процессом.
Результатом его являю тся те образы, представления, суждения, понятия, которые складываю тся у нас вследствие понимания нами тех или иных объектов, мысленное овладение ими.
Вместе с тем они становятся средством для реш ения новых мыслительны х задач.
И нтересным в рамках этого подхода является осмысление понимания, выраж аю щ ееся в следую щ ем определении.
П онять — это найти общ ее в единичном и через это общ ее объяснить единичное.
Отсюда, как
он считает, и вы текает необходимость в чувственных образах, в живом созерцании.
В то ж е время Г.С.
Костю к отмечал, что понимание — не только интеллектуальный процесс.
О но всегда переж ивается личностью .
Он считал, что чувства имею т место на всех этапах
прочеканил процесса понимания, начиная с осознания вопроса и кончая добы ванием ответа на него.
«Сама потребность понять и те мотивы, которые актуализирую т
её, переживаю тся личностью , находят свое проявление в ряде чувств (удивление, лю бовь к знанию и др.)» (Г.С.
Костю к, 1988,
с.
218-219).
Чувства, возникаю щ ие при этом, не просто сопровож даю т процесс понимания.
О ни влияю т на его протекание, становятся составным моментом его движ ущ их сил.
Г.С.
К остю к рассмотрел, каким образом чувства сомнения, колебания, неуверенности влияю т на понимание.
Н о наряду с положительной ролью чувств в понимании они могут играть и отрицательную роль.
Он отметил,


[стр.,86]

85 что отрицательное влияние н а протекание понимания могут оказывать чувства, порож даемые посторонними для реш аемого вопроса мотивами.
О трицательно могут сказаться на этом процессе такие чувства, как неуверенность в своих силах, волнение, опасения последствий неудачного выяснения тех или иных вопросов, аффективны е состояния и т.п.
Важ ны м итогом исследований Г.С.
К остю ка является то, что процессы понимания — разнообразны е и своеобразные проявления активности личности,
нацеленной на овладение окружаю щ ей действительностью .
П оэтому в них всегда в какой-то мере отражается личность в целом.
О тсю да следует, что понимание зависит от многих содерж ательно-структурных характеристик личности, которые аккумулирую тся в «Яконцепции»: убеждения, идеалы, ценности, опыт переж иваний и т.д.
В процессе понимания вырабатывается самоконтроль.
В то же время при всей справедливости рассуж дений Г.С.
Костю ка, мы считаем, что есть некоторы е неточности.
Н е оправдано считать, что процесс понимания — это активность человека, нацеленная на овладение окружаю щ им миром.
П онимание согласует уж е имею щ иеся данны е с реальной действительностью , реальными задачами, для того, чтобы избеж ать «когнитивный диссонанс» и сохранить полож ительное отнош ение к себе.
В плане наш его исследования важ но отметить, что, по мнению Г.С.
К остюка, все то, что касается понимания, действует и н а уровне понимания себя.
П ри этом ученый не вводил термин «самопонимание», он описывал термин «понимание себя», но при этом определял его как процесс понимания, то есть между пониманием и пониманием себя нет разницы.
Больш ое значение в понимании он уделял языку.
В понимании самого себя участвует язы к, являю щ ийся носителем исторически приобретенного человеческого опыта.
«Язык — носитель познанного лю дьми и вместе с тем орудие познания нового» (Г.С.
Костю к, 1988, с.
215-216).
Говоря о необходимой роли язы ка в процессе понимания, он имел в виду разные виды речи (внеш

[Back]