Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 26]

Необходимо отдать должное исследованиям Г.С.
Костюка в том, что он впервые сделал попытку изучить понимание как самостоятельное психологическое явление.
К сожалению,
представляя понимание как процесс, исследователь не смог выделить особенности, позволяющие рассматривать его как самостоятельный процесс.
«Взятое же как процесс, оно является процессом мышления»
[109, с.
199].
Можно согласиться с этим, но вместе с тем процессы мышления являются механизмами или процессами, составляющими содержание процессов понимания.
Мы считаем, что понимание не сводится к мышлению.
Это более сложное, многообразное психологическое явление, которое трудно однозначно отнести только к процессу.
Не удалось рассмотреть понимание как самостоятельное психологическое явление и
A.A.
Смирнову, так как им понимание рассматривалось как процесс познания.
Солидарность с Г.С.
Костюком
и A.A.
Смирновым в этом вопросе проявили H.A.
Менчинская и В.А.
Артемов.
Так, H.A.
Менчинская называет понимание «одним из основных видов сложной мыслительной деятельности» и характеризует его как «раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности»
[128, с.
263].
Она выделила типичные случаи познавательной деятельности, в которых важнейшее значение имеет понимание.
Понять значит отнести предмет к определенной категории (узнавание); подвести частный случай
под общее понятие; установить, как устроена вещь и как действуют ее части; выяснить причину, следствия или происхождение и развитие явления; установить логические основания того, что требуется понять (при доказательстве теорем, решении задач); раскрыть причины и мотивы, общественное значение действий и поступков людей.
В.А.
Артемов пишет о понимании следующее: «Понимание является сложным мыслительным процессом.
Оно состоит в раскрытии подлинных связей и отношений, существующих между явлениями объективного мира, в проявлении к ним того или иного отношения» (В.А.
Артемов, 1997)
[12, с.
194].
26
[стр. 87]

86 нюю и внутренню ю ).
О владевая культурой речи, человек формирует культуру мысли.
В лияние культуры человека на понимание, как мы рассмотрели выше, рассматривалось многими учеными филологами.
Больш ое внимание в изучении понимания исследователь уделял проверке понимания.
П о его мнению , здесь надо обращ ать внимание на то, насколько человек овладел функцией самоконтроля, и одновременно воспитывать у него умение осущ ествлять этот самоконтроль.
Н еобходимо отдать долж ное исследованиям Г.С.
К остю ка в том, что он впервые сделал попытку изучить понимание как самостоятельное психологическое явление.
К сож алению ,
рассматривая понимание как процесс, ему не удалось вы делить особенности, позволяю щ ие рассматривать его как самостоятельный процесс.
«Взятое ж е как процесс, оно является процессом мыш ления»
(133, с.
199).
М ож но согласиться с этим, но процессы мыш ления являю тся механизмами или процессами, составляю щ ими содерж ание процессов понимания.
М ы считаем, что понимание не сводится к мыш лению .
Это более слож ное, многообразное психологическое явление, которое трудно однозначно отнести только к процессу.
Н е удалось рассмотреть понимание как самостоятельное психологическое явление и
Л .А .
Смирнову.
П онимание им рассматривалось как процесс познания.
Солидарность с Г.С.
Костю ком,
А.А.
Смирновым в этом вопросе проявили Н.А.
М енчинская и В.А.
Артемов.
Так, Н.А.
М енчинская назы вает понимание «одним из основных видов слож ной мыслительной деятельности» и характеризует его как «раскрытие сущ ественного в предметах и явлениях действительности»
(166, с.
263).
О на выделила типичные случаи познавательной деятельности, в которы х важ нейш ее значение имеет понимание.
П онять — значит отнести предмет к определенной категории (узнавание); подвести частный слу


[стр.,88]

87 чай под общ ее понятие; установить, как устроена вещ ь и как действую т её части; выяснить причину, следствия или происхож дение и развитие явления; установить логические основания того, что требуется понять (при доказательстве теорем, реш ении задач); раскры ть причины и мотивы, общ ественное значение действий и поступков людей.
В.А.
А ртемов пиш ет о понимании следую щ ее: «П онимание является сложным мыслительны м процессом.
Оно состоит в раскрытии подлинных связей и отнош ений, сущ ествую щ их между явлениями объективного мира, в проявлении к ним того или иного отнош ения» (В.А.
А ртемов, 1997,
с.
194).
П ри определении понимания А.А.
Смирнов исходил из толкования, данного в словарях.
П онимание — это раскрытие сущ ности предмета, явления.
О перируя понятием понимания, Смирнов не отделял его от процесса познания.
Но в то ж е время исследования, проведенны е А.А.
Смирновым, позволили определить уровневы й характер развития понимания, что представляет интерес, которы й определяется тем, что, как и Г.С.
Костю к, учены й не обош ел проблему взаимодействия когнитивной и эмоциональной стороны, отраженную в понимании.
А.А.
Смирновым были выделены и детально разработаны следую щ ие уровни: предварение понимания; смутное понимание; субъективное переж ивание понимания как уж е достигнутого, но трудно словесно выводимого; воспроизведение воспринятого.
И м выделены следую щ ие особенности этого процесса: глубина, отчетливость, полнота и обоснованность понимания.
Глубина понимания характеризуется богатством, разнообразием и главное — сущ ественностью отраж аемы х связей.
П о признаку глубины автор различает несколько ступеней понимания.
Н ачальная ступень понимания — это отнесение предмета к самой общ ей категории, причем ни о конкретном предмете, ни о категории предметов ещ е нет сколько-нибудь достаточны х знаний.
Следую щ ая ступень понимания характеризуется хорош им знанием общ ей кате

[Back]