Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 30]

В.В.
Знаков рассматривает понимание как компонент мышления, но не сводит его к последнему.
Он считает, что понимание «имеет непосредственное отношение не к выявлению новых знаний о действительности, а к их усвоению, вписыванию нового в структуру опыта, личностного знания субъекта» (В.В.
Знаков, 1993)
[213, с.
38].
O.K.
Тихомиров и В.В.
Знаков детально изучили соотношение между понятиями «знание», «понимание» и «познание», а также выделили их особенности [213].
Анализируя соотношение знания и понимания субъектом социальной ситуации, они пришли
к выводу о том, что в процессе осмысления в знании ситуации у субъекта возникает смысл последней, то есть познавательное отношение.
Познавательное отношение конкретно проявляется в характере мыслительных действий с содержанием понимаемого, направленных на выход за его рамки и включение понимаемого фрагмента в более обобщенную картину мира.
В.В.
Знаков констатировал следующие формы понимания: понимание-узнавание, понимание-гипотеза, понимание-объединение
[70].
Рассмотренные выше исследования дополняют картину о проблеме изучения «понимания» и в то же время могут позволить приоткрыть завесу над проблемой изучения понятия самопонимания, так как последнее требует не только изучения с позиции взаимодействия когнитивных и аффективных компонентов
самосознания, но и исследовать с позиции согласования продуктов самосознания и реальной действительности.
Это, на наш взгляд, будет способствовать социальному созреванию личности человека.
Самопонимание, как и понимание, зависит от предшествующего опыта человека, который фиксируется и интегрируется в различных составляющих «Я-концепции» личности человека.
Самопонимание как любое психологическое явление может выступать как потребность, состояние, свойство, процесс.
Широко представлены исследования понимания в социальной психологии.
Здесь понимание рассматривается как процесс, эффективно влияющий на межличностные отношения между людьми.
Понимание рассматривается как
30
[стр. 92]

91 7) стадия определенности отнош ения к каждому из имею щ ихся значений (полож ительное или отрицательное); 8) стадия мнения — вы бора определенного значения и превращ ения его в собственную точку зрения; 9) стадия умения, на которой мнение, проходя проверку практикой, становится р и у л ято р о м поведения человека по отнош ению к данному предмету (118).
Н аиболее разработанное исследование понимания как самостоятельного процесса представлено в работах В.В.
Знакова и O.K.
Тихомирова.
В.В.
Знаков рассматривает понимание как компонент мыш ления, но не сводит его к последнему.
Он считает, что понимание « имеет непосредственное отнош ение не к выявлению новых знаний о действительности, а к их усвоению, вписыванию нового в структуру опыта, личностного знания субъекта» (В.В.
Знаков, 1993).

В.В.
Знаков и O.K.
Тихомиров детально изучили соотнош ение между понятиями «знание», «понимание», «познание» и выделили их особенности.
А нализируя соотнош ение знания и понимания субъектом социальной ситуации, он приш
ел к выводу о том, что в процессе осмысления в знании ситуации у субъекта возникает смысл последней, то есть познавательное отношение.
П ознавательное отнош ение конкретно проявляется в характере мыслительных действий с содерж анием понимаемого, направленных на вы ход за его рамки и вклю чение понимаемого фрагмента в более обобщ енную картину мира.
В.В.
Знаков констатировал следую щ ие формы понимания: понимание-узнавание, понимание-гипотеза, понимание-объединение.

Рассмотренны е вы ш е исследования дополняю т картину о проблеме изучения «понимания», и в то же время могут позволить приоткрыть завесу над проблемой изучения понятия самопонимания, так как последнее требует не только изучения с позиции взаимодействия когнитивных и аффективных ком


[стр.,93]

92 понентов самосознания, но и исследовать с позиции согласования продуктов самосознания и реальной действительности.
Это, на наш взгляд, будет способствовать социальному созреванию личности человека.
Самопонимание, как и понимание, зависит от предш ествую щ его опыта человека, которы й фиксируется и интегрируется в различных составляю щ их «Яконцепции» личности человека.
Самопонимание, как лю бое психологическое явление, мож ет выступать как потребность, состояние, свойство, процесс.
Ш ироко представлены исследования понимания в социальной психологии.
Здесь понимание рассматривается как процесс, эффективно влияю щ ий на меж личностные отнош ения между лю дьми.
П онимание рассматривается как
перцептивный аспект общ ения (Бодалев А.А., 1986; П етровский А.В., Ярош евскийМ .Г ., 1998).
А.В.
П етровский и М .Г.
Ярош евский рассматривали общ ение как понимание лю дьми друг друга.
«П онять другого означает, в частности, осознать его отнош ение к себе как субъекту восприятия» (202, с.
295).
«Самопонимание» как термин ш ироко представлен в практической психологии.
В лю бы х программах, направленны х на развитие личности человека, на его личностны й рост, мы можем так или иначе отметить стремление психологов-практиков к развитию самопонимания, К сож алению , мы не встретили в них развернутого определения самопонимания.
Н апример, акцент на развитие самопонимания делается в терапии творческим самовы раж ением (Бурно М.В., 1994).
Это метод, предназначенный для углубленной помощ и дефензивиым пациентам, в том числе и с ипохондрическими расстройствами.
Суть указанного метода в его полном виде заключается в том, что пациент в течение нескольких лет на специальны х занятиях изучает свои характерологические особенности, расстройства, для того, чтобы познать себя, других и, главное, понять-почувствовать достаточно глубоко себя в творчестве.
«Это помогает пациенту осознать-нащ упать, открыть собственный, со

[Back]