перцептивный аспект общения (A.A. Бодалев, 1986; A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1998). A.B. Петровский и М.Г. Ярошевский рассматривали общение как понимание людьми друг друга: «Понять другого означает, в частности, осознать его отношение к себе как субъекту восприятия» [157, с. 295]. «Самопонимание» как термин широко представлен в практической психологии. В любых программах, направленных на развитие личности человека, на его личностный рост, мы можем так или иначе отметить стремление психологов-практиков к развитию самопонимания. К сожалению, мы не встретили в них развернутого определения самопонимания. Например, акцент на развитие самопонимания делается в терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно, 1994). Это метод, предназначенный для углубленной помощи дефензивным пациентам, в том числе и с ипохондрическими расстройствами. Суть указанного метода в его полном виде заключается в том, что пациент в течение нескольких лет на специальных занятиях изучает свои характерологические особенности, расстройства для того, чтобы познать себя, других и, главное, понять-почувствовать достаточно глубоко себя в творчестве. «Это помогает пациенту осознать-нащупать, открыть собственный, сообщающий истинное вдохновение, осмысленный путь в жизни и увлеченно укрепиться на этом пути» (М.Е. Бурно, 1994) [37, с. 123]. На развитии самопонимания построена концепция «воспитание поступков» Оллпорд, исследователь определяет самопонимание буквально как «думание человека о самом себе» [125]. 31 |
92 понентов самосознания, но и исследовать с позиции согласования продуктов самосознания и реальной действительности. Это, на наш взгляд, будет способствовать социальному созреванию личности человека. Самопонимание, как и понимание, зависит от предш ествую щ его опыта человека, которы й фиксируется и интегрируется в различных составляю щ их «Яконцепции» личности человека. Самопонимание, как лю бое психологическое явление, мож ет выступать как потребность, состояние, свойство, процесс. Ш ироко представлены исследования понимания в социальной психологии. Здесь понимание рассматривается как процесс, эффективно влияю щ ий на меж личностные отнош ения между лю дьми. П онимание рассматривается как перцептивный аспект общ ения (Бодалев А.А., 1986; П етровский А.В., Ярош евскийМ .Г ., 1998). А.В. П етровский и М .Г. Ярош евский рассматривали общ ение как понимание лю дьми друг друга. «П онять другого означает, в частности, осознать его отнош ение к себе как субъекту восприятия» (202, с. 295). «Самопонимание» как термин ш ироко представлен в практической психологии. В лю бы х программах, направленны х на развитие личности человека, на его личностны й рост, мы можем так или иначе отметить стремление психологов-практиков к развитию самопонимания, К сож алению , мы не встретили в них развернутого определения самопонимания. Н апример, акцент на развитие самопонимания делается в терапии творческим самовы раж ением (Бурно М.В., 1994). Это метод, предназначенный для углубленной помощ и дефензивиым пациентам, в том числе и с ипохондрическими расстройствами. Суть указанного метода в его полном виде заключается в том, что пациент в течение нескольких лет на специальны х занятиях изучает свои характерологические особенности, расстройства, для того, чтобы познать себя, других и, главное, понять-почувствовать достаточно глубоко себя в творчестве. «Это помогает пациенту осознать-нащ упать, открыть собственный, со 93 обхцаюший истинное вдохновение, осмысленный путь в ж изни и увлеченно укрепиться на этом пути» (М .Е. Б урно,1994, с. 123). Н а развитии самопонимания построена концепция «воспитания поступком» Оллред. О на определяет самопонимание буквально как «думание человека о самом себе». Таблица №1, Представленияразличных авторов опонятии «понимание» ( сразбивкой определений на критерии) Авторы Определения 1. Блонский П.П. Понимание * соотнесение образа с реальной действительностью. 2. Арутюнова Н.Д. Понимание значения дескриптивных предикатов опирается * на семантическую компетенцию говорящих. 3. В. фон Гумбольд Понимание предполагает * наличие в познающем субъекте некоего аналога того, что впоследствии действительно будет понято, * требует изначального совпадения между субъектом и объектом 4. Гурджиев Г.И. Понимать * надо знать целое * и только через это находить связи между отдельными частями и целым * требуется правильное отношение. 5. Бахтин М .М Понимание * диалогично * присутствуют два сознания, два субъекта * согласие с самим собой и другими. |