Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 35]

же с ожиданием того, что наличие ожидания успеха со временем может резко измениться (X.
Хекхаузен, 1986).
В.В.
Столин характеризует
самопонимание как переживание внутренней конфликтности (С.Р.
Пантелеев,
В.В.
Столин, 1989) [126].
В модифицированном варианте методика на самоактуализацию Н.Ф.
Калина, вслед за Ю.Е.
Алешиной, Л.Я.
Гозманом и др., определяет самопонимание как чувствительность, сензитивность человека к своим желаниям и потребностям.
Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешним социальным стандартам.
По
мнению Н.Ф.

Калиной, самопонимание коррелирует со спонтанностью и аутосимпатией [93].
Проверяя конвергентную и дискриминантную валидность, В.В.
Столин нашел корреляцию шкалы
самопонимания с некоторыми шкалами опросников 16 ЛФ Кеттела и MMPI.
Были найдены значимые корреляции со шкалами О, Q (16 ЛФ) и L, К, F, 6
(MMPI).
Г.
Олпорт рассматривает понимание себя как показатель (черту) зрелости личности
[125].
Главным признаком субъекта в определении себя в мире является попытка понять себя и свои возможности, наряду с пониманием своего места и назначения в жизни (И.С.
Кон, 1978)
[85].
Понять себя значит связать все составляющие человеческого «Я» (П.Д.
Успенский, 1995)
[184].
Для понимания себя требуется наличие установки (Ф.
Перлз, 1993)
[131].
В игровой терапии самопониманию большое внимание уделял Г.Л.
Лэндрет
[114].
В своих разработках он основывался на центральном принципе клиентцентрированной терапии К.
Роджерса, заключавшейся
в том, что индивиды имеют огромные внутренние ресурсы для самопонимания и для изменения собственной «Я-концепции», базовых установок и самонаправляемого поведения.
Деятельность терапевта, по мнению Г.Л.
Лэндрета, будет во многом зависеть от того, умеет ли он понимать себя.
От понимания себя зависят отношения с ребенком.
«Любому терапевту необходимо понять свой внутренний мир, разобраться в собственных мотивах, потребностях,
бе35
[стр. 99]

98 или теста по оценке уровня самоактуализации личности (Л.Я.
Гозман, Ю .Е.
А леш ина, М .В.
Загика, М .В.
Кроз, Н.Ф.
Калина).
И сследуя идею превращ ения оценки способностей в подлинную цель м отива, X.
Х екхаузен обратил внимание на наивно-психологическое понимание способности.
В своей работе «М отивация и деятельность» он отмечал, что в основе представлений индивида о своих дарованиях способность может пониматься «статично» или «динамично».
«Статично» как некоторая неизменная диспозиция, «динамично» как кумулятивный результат научения.
Он подчеркивал, что речь идет о «метаатрибуции» содерж ания этого понятия, ни в коем случае не сводящ ейся к простому несовпадению значений, а влияю щ ей на поведение субъекта.
Так, динамическое понимание способностей м ож ет быть связано с больш ей ориентацией на будущ ее, а такж е с ожиданием того, что наличие ож идание успеха со временем м ож ет резко измениться (X.
Х екхаузен, 1986).
В.В.
Столин характеризует
самонепонимание как переж ивание внутренней конфликтности (С.Р.
П
антилеев, В.В.
Столин, 1989).
П роверяя конвергентную и дискриминантную валидность, В.В.
Столин наш ел корреляцию ш калы
самонепонимания с некоторы ми ш калами опросников 16 ЛФ К еттела и М М Р1.
Бы ли найдены значимы е корреляции со ш калами О, Q (16 ЛФ ) и L, К , F, 6
(М М Р1).
В м одифицированном варианте методики на самоактуализацию Н.Ф.
К алина, вслед за Ю .Е.
Алеш иной, Л.Я.
Гозманом и др., определяет самопонимание как чувствительность, сензитивность человека к своим желаниям и потребностям.
Такие лю ди свободны от психологической защ иты, отделяю щ ей личность от собственной сущ ности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внеш ним социальным стандартам.
П о мнению Н.Ф .

Калины, самопонимание коррелирует со спонтанностью и аутосимпатией (161).


[стр.,100]

99 Г.
О лпорт рассматривает понимание себя как показатель (черту) зрелости личности.

Главны м признаком субъекта определить себя в мире является попытка понять себя и свои возможности, наряду с пониманием своего места и назначения в жизни (И.С.
Кон, 1978).

П онять себя — значит связать все составляю щ ие человеческого «Я» (П.Д.
У спенский, 1995).

Д ля понимания себя требуется наличие установки (Ф.
Перлз, 1993).

В игровой терапии самопониманию больш ое внимание уделял Г.Л.
Л эндрет.

В своих разработках он основывался на центральном принципе клиент-центрированной терапии К.
Роджерса, заклю чавш
емся в том, что индивиды им ею т огромны е внутренние ресурсы для самопонимания и для изменения собственной «Я-концепции», базовых установок и самонаправляемого поведения.
Д еятельность терапевта, по мнению Г.Л.
Лэндрета, будет во многом зависеть от того, умеет ли он понимать себя.
О т понимания себя зависят отношения с ребенком.
«Лю бому терапевту необходимо понять свой внутренний мир, разобраться в собственных мотивах, потребностях,
белых пятнах, колебаниях, противоречиях, выделить зоны эмоциональны х проблем и свои сильные стороны.
Терапевту не следует думать, что он мож ет упаковать свои ценности и потребности и хранить их отдельно от собственных отнош ений с детьми...
А как известно, ценности и потребности являю тся частью личности и тем самым становятся частью отнош ений» (157, с.
96).
О тсю да следует, что путь к пониманию другого человека лежит через понимание себя — самопонимание.
И нтерес представляет исследование, проведенное P.M .
Грановской и Ю .С.
Криж анской.
Они, рассматривая модель «Я», констатировали, что самопонимание обы чно сопоставляется с двумя подструктурами мира: «Я образ» и «Я концепция».
И сследователи отмечали, что если у человека нет целостного образа мира, он не мож ет увидеть себя со стороны.
Н о, надо отметить, что авторами не определяется понятие «самопонимание».
В то ж е время им удалось

[стр.,236]

I 236 манию.
Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям.
Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.
Показатели
по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой.
Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих (162).
Психодиагностической процедуре было подвергнуто 643 студента соци ально-экономического, исторического, физико-математического, филологического факультетов Астраханского государственного педагогического университета i (АГПУ).
Данные об уровне развития самопонимания, полученные в ходе тестирования, позволили выделить три группы испытуемых.
* Первую группу составили 110 студентов, показавших результат по шкале самопонимания выше среднего, вторую группу составили 190 студентов, которые продемонстрировали средний результат по данной шкале.
Третью составили 243 студента, показавших соответственно низкий результат.
Образовавшиеся три группы подтверждают то, что молодые люди имеют различный уровень самопонимания.
Следующим шагом нашего эксперимента была попытка найти связь между уровнем развития самопонимания и структурно-содержательными характеристи» ками «Я концепцией» личности молодых людей.
Для того чтобы выявить структурно-содержательные характеристики этого продукта самосознания, мы предлагали испытуемым ответить на вопрос «Кто Я?» Далее осуществлялась обработка и анализ полученных данных по известной процедуре, предусмотренной в методике М.
Куна «Кто Я?» М ы считаем, что юноши и девушки, отвечая на вопрос «Кто Я?», проделывают внутреннюю работу на понимание, что позволяет им выделять систему зна►

[Back]