Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 36]

лых пятнах, колебаниях, противоречиях, выделить зоны эмоциональных проблем и свои сильные стороны.
Терапевту не следует думать, что он может упаковать свои ценности и потребности и хранить их отдельно от собственных отношений с детьми...
А, как известно, ценности и потребности являются частью личности и тем самым становятся частью отношений»
[114, с.
96].
Отсюда следует, что путь к пониманию другого человека лежит через понимание себя самопонимание.

Определенный интерес представляет исследование, проведенное P.M.
Грановской и Ю.С.
Крижанской
[53].
Исследователи, рассматривая модель «Я», констатировали, что самопонимание обычно сопоставляется с двумя подструктурами мира: «Я-образ» и «Я-концепция».
Ученые отмечали, что, если у человека нет целостного образа мира, он не может увидеть себя со стороны.
Но, надо отметить, что
понятие «самопонимание» авторами не определяется.
В то же время им удалось связать самопонимание с продуктами самосознания.
Также вызывают интерес представленные ими основные этапы развития понимания себя.

По мнению P.M.
Грановской и Ю.С.
Крижанской, на ранних стадиях развития ребенка понимание осуществляется как перенос известного на неизвестное, то есть как метафора.
Далее идет этап мифического мышления, на
котором осуществляются более развитые формы переноса и схватывания целостности, понимание происходит через антропоморфный перенос свойств человека на мир.
За ним
следует третий этап преодоление антропоморфизма.
Четвертым идет этап понимания того, что переживания другого человека могут восприниматься как тождественные своему благополучию или страданию.
И следующий этап понимание своей уникальности.
При рассмотрении этапов развития понимания по предложенной авторами схеме
возникает аналогия с развитием знания.
Обогащение нашего знания объекта выяснением других его признаков совершалось на первых порах путем сопоставления с другими, сходными или
36
[стр. 100]

99 Г.
О лпорт рассматривает понимание себя как показатель (черту) зрелости личности.
Главны м признаком субъекта определить себя в мире является попытка понять себя и свои возможности, наряду с пониманием своего места и назначения в жизни (И.С.
Кон, 1978).
П онять себя — значит связать все составляю щ ие человеческого «Я» (П.Д.
У спенский, 1995).
Д ля понимания себя требуется наличие установки (Ф.
Перлз, 1993).
В игровой терапии самопониманию больш ое внимание уделял Г.Л.
Л эндрет.
В своих разработках он основывался на центральном принципе клиент-центрированной терапии К.
Роджерса, заклю чавш емся в том, что индивиды им ею т огромны е внутренние ресурсы для самопонимания и для изменения собственной «Я-концепции», базовых установок и самонаправляемого поведения.
Д еятельность терапевта, по мнению Г.Л.
Лэндрета, будет во многом зависеть от того, умеет ли он понимать себя.
О т понимания себя зависят отношения с ребенком.
«Лю бому терапевту необходимо понять свой внутренний мир, разобраться в собственных мотивах, потребностях, белых пятнах, колебаниях, противоречиях, выделить зоны эмоциональны х проблем и свои сильные стороны.
Терапевту не следует думать, что он мож ет упаковать свои ценности и потребности и хранить их отдельно от собственных отнош ений с детьми...
А как известно, ценности и потребности являю тся частью личности и тем самым становятся частью отнош ений»
(157, с.
96).
О тсю да следует, что путь к пониманию другого человека лежит через понимание себя — самопонимание.

И нтерес представляет исследование, проведенное P.M .
Грановской и Ю .С.
Криж анской.

Они, рассматривая модель «Я», констатировали, что самопонимание обы чно сопоставляется с двумя подструктурами мира: «Я образ» и «Я концепция».
И сследователи отмечали, что если у человека нет целостного образа мира, он не мож ет увидеть себя со стороны.
Н о, надо отметить, что
авторами не определяется понятие «самопонимание».
В то ж е время им удалось

[стр.,101]

100 связать самопонимание с продуктами самосознания.
Также вызы ваю т интерес представленные ими основные этапы развития понимания себя
(82).
По мнению P.M .
Грановской и Ю .С.
Криж аиской, на ранних стадиях развития ребенка понимание осущ ествляется как перенос известного на неизвестное, то есть как метафора.
Д алее идет этап мифического мыш ления.
Н а
этом этапе осущ ествляю тся более развиты е формы переноса и схватывания целостности, понимание происходит через антропоморфны й перенос свойств человека на мир.
За ним
идет третий этап — преодоления антропоморфизма.
Четверты м следует этап понимания того, что переживания другого человека могут восприниматься как тождественные своему благополучию или страданию.
И следую щ ий этап — понимание своей уникальности.
П ри рассмотрении этапов развития понимания по предлож енной авторами схеме
напраш ивается аналогия с развитием знания.
О богащ ение наш его знания объекта выяснением других его признаков соверш алось на первых порах путем сопоставления с другими, сходными или
несходными объектами по категориям образности и предполагаемой ж изнедеятельности.
Чем ш ире становится круг сопоставлений, чем чащ е ассоциации по отдельным признакам, тем полнее наш е понимание объекта в бессознательном противоречии с односторонне-графическим определением слова метафорой.
В частности, каж дое слово было когда-то метафорой (А.Н.
Веселовский, 1997).
Эту этапность можно отследить, рассматривая концептосферы личности растущ его человека.
Но картина станет гораздо слож нее, если не будет отмечаться четкого линейного развития самопонимания.
Н а наш взгляд развитие самопонимания носит не линейны й характер, а скорее напоминает спиралевидную форму развития, что можно проследить, беря во внимание концепцию социального развития личности растущ его человека в процессе онтогенеза (Д.И.
Ф ельдш тейн, 1997).

[Back]