етвования, в результате которого происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальности [89]. Продуктами самосознания выступают такие личностные образования, как «Я-образ» и «Я-концепция», а реальность включает различные моменты жизнедеятельности человека. Между реальностью и продуктами самосознания происходит эмоциональное и когнитивное согласование; последнее широко представлено в рамках концепции когнитивного диссонанса. Эмоциональное согласование связано с проявлением позитивных эмоций в процессе разрешения согласования. Например, человек проходит мимо нищего и ничего ему не подает. Естественно, он не стремится понять данное действие, так как он выработал у себя свою установку по отношению к этой реальности. Приобретение нового опыта быть адекватным ситуации заставляет человека стремиться к постижению смысла своего существования. Это не ставит человека в зависимость от ситуации, а делает его выше этой ситуации. Отношение к любой ситуации будет определяться теми смыслообразующими устремлениями, которые сложились и нашли свое место в «Я-концепции» личности человека. Целый ряд исследователей характеризуют понимание как «переход к смыслу» (Д.П. Горский) [54], как «процесс, связанный с формированием смысла» (В.Н. Пушкин) [148], как «процедуру осмысления выявления и реконструкции смысла, а также смыслообразования» (Г.Л. Гусев, Г.Л. Тульчинский). Такая трактовка открывает широкие перспективы для рассмотрения понимания не только в контексте познания, но и в контексте оценивающей деятельности сознания, а еще шире в контексте жизнедеятельности и общественной практики. Исходя из этого, можно согласиться с Г.Л. Гусевым и Г.Л. Тульчинским, которые утверждали, что осмысление и понимание имеют место только в контексте целесообразной деятельности и обусловлены великим многообразием явных и крайне сложно опосредованных целей, преследуемых человеком, и ценностей, с ними связанных [62]. 39 |
103 «... первоначально слож но выразить свою мысль о понимании себя, это чаще всего происходит на эмоциональном уровне». О прош енные респонденты связываю т самопонимание со смыслом своего сущ ествования: «понимание позволяет понять смысл своей ж изни; понимание себя смыслообразует ж изнь; найти смысл — вот главное в понимании себя». Для того чтобы понять себя, надо выделить свою самость: «Я есть в данной ситуации-, реальности, жизнь так меня долж на ударить, чтобы я остановился и постарался понять смысл своей ж изни; не делая в ж изни добро, нельзя понять самого себя; надо знать или ощущать, что ты есть», т.е. определить «здесь и теперь» свое «Я»: свои возможности, свои способности, свои потребности, способы действования и установить меж ду ними иерархию. Качественный и количественный анализ результатов опроса студентов позволил нам сформулировать следую щ ее определение самопонимания. Самопонимание нам и будет рассматриваться как постижение человеком смысла своего существования, в результате которого происходит когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и реальности. П родуктами самосознания, как м ы показали выше, выступаю т такие личностные образования, как «Яобраз» и «Яконцепция», а реальная действительность вклю чает различны е моменты ж изнедеятельности человека. «Если реальность овладевает сознанием человека (а это случается не всегда), возникает устойчивый мир, в котором происходят вполне определенные события, отвечаю щ ие данной реальности. Раз возникнув, реальность навязывает сознанию определенны й круг значений и смыслов, заставляет переживать строго конкретны е события и состояния. В се события, наблю даемые в реальности, все, что в ней происходит, как бы подтверж даю т и укрепляю т эту реальность. Следовательно, можно выделить три фундаментальных свойства всякой реальности. П ервое — совпадение содерж аний сознания и самой реальности. П ри отсутствии рефлексии мир, возникаю щ ий в реальности, уподобляется ми 104 ру «Я», другими словами, сознание человека может войти в мир реальности и жить в нем. Второе — непреднамеренность и естественность событий, происходящ их в мире реальности. Это означает, что состояние человека, вош едш его в реальность, зависит от событий, которые в ней происходят. Третье — устойчивость собы тий, вещ ей и отнош ений, имею щ их место в определенной реальности» (231, с. 272-273). В наш ей работе мы придерж иваемся следую щ его определения понятия «реальность», данны м В.М . Розиным. «Реальность — это не только особы й мир, но и конструкция (смысловая, знаковая, текстовая), создаваемая активностью психики человека» (там же, с. 273). М еж ду реальностью и продуктами самосознания устанавливается эмоциональное и когнитивное согласование. Эмоциональное согласование связано с проявлением позитивного отнош ения к себе (удовлетворенности) в процессе разреш ения согласования. Н апример, человек проходит мимо нищ его и ничего ему не подает. Естественно, он не стремится понять данное действие, так как он выработал у себя свою установку по отнош ению к этой реальности. Н о представим другую картину. На месте нищ его сидит не просто человек, а человек, которы й является близким или знакомым для этого прохожего. В от здесь и будет осущ ествляться процесс понимания. И не просто понимания того, какие причины побудили человека стать таким, а того, как отнестись к этому человеку, изменить значимость ситуации и в конце концов приобрести новый опыт, который м ож ет повлиять на отнош ение к аналогичны м ситуациям. В таких ситуациях самопонимание будет определяться м отивом, то есть тем, что побуждало его к самопониманию . П риобретение нового опыта — быть адекватны м ситуации — заставляет человека стремиться к постиж ению смысла своего сущ ествования. Это не ставит человека в зависимость от ситуации, а делает его выш е этой ситуации. О тнош ение к лю бой ситуации будет определяться теми смыслообразую щ ими уст 105 ремлениями, которые сложились и нашли свое место в «Яконцепции» личности человека. Целый ряд исследователей характеризуют понимание как «переход к смыслу» (Д.П. Горский, 1966), как «процесс, связанный с формированием смысла» (В.Н. Пушкин, 1971), как «процедуру осмысления — выявления и реконструкции смысла, а также смыслообразования» (С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский, 1985). Такая трактовка открывает широкие перспективы для рассмотрения понимания не только в контексте познания, но и в контексте оценивающей деятельности сознания, а еще шире — в контексте жизнедеятельности и общественной практики. Исходя из этого, можно согласиться с С.С. Гусевым и Г.Л. Тульчинским, которые утверждали, что осмысление и понимание имеют место только в контексте целесообразной деятельности и обусловлены великим многообразием явных и крайне сложно опосредованных целей, преследуемых человеком, и ценностей, с ними связанных (87). Постижение смысла своего существования осуществляется за счет внутренней компетенции, заложенной в «Яконцепции». Эту компетентность образуют потребности, идеалы, убеждения, принципы, которые сложились в социальном опыте молодого человека. Они позволяют соизмерять, согласовывать продукты самосознания и реальной действительности и регулировать, а за тем и контролировать собственное поведение. Если молодой человек компетентен в содержании своей «Яконцепции», способен определить доминанты, привести её в соответствие к требования социума, деятельности, то на более высоком уровне он понимает самого себя. Сложность определения самого себя определяется тем, что возможны многие понимания одного и того же. Это вызвано тем, что человек, для самого себя выступая как объект, может включаться в различные подструктуры понимающей системы, то есть цели могут быть различными. |