Проверяемый текст
Подосинников, Сергей Александрович; Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов (Диссертация 2003)
[стр. 40]

Постижение смысла своего существования осуществляется за счет внутренней компетенции, заложенной в «Я-концепции».
Эту компетентность образуют потребности, идеалы, убеждения, принципы, которые сложились в социальном опыте молодого человека.
Они позволяют соизмерять, согласовывать продукты самосознания и реальной действительности и регулировать, а затем и контролировать собственное поведение.
Если молодой человек компетентен в содержании своей «Я-концепции», способен определить доминанты, привести ее в соответствие к требованиям социума, деятельности, то на более высоком уровне он понимает самого себя.
Сложность определения самого себя определяется тем, что возможны многие понимания одного и того же.
Это вызвано тем, что человек, для самого себя выступая как объект, может включаться в различные подструктуры понимающей системы, то есть цели могут быть различными.
Можно сказать, что индивид, с одной стороны, испытывает «внутреннее» давление, как бы требующее от него соответствия своему идеалу, а с другой «внешнее» давление, заставляющее соответствовать ожиданиям среды в данный момент.
Референтом первого является идеальный образ «Я», второго нормативный образ «Я».
Когда человек соотносит данные обратной связи, полученные в результате своей деятельности, с идеальным образом «Я» это влияет
на его самооценку.
Интерпретируя эту информацию по отношению к релевантному в данный момент нормативному «образу Я», человек относит себя к более или менее удачному социальному типу.
Важным является не само по себе содержание обратной связи, а способ, каким индивид ее интерпретирует, и референт, с которым соотносит.
Образ «Я» вписывается в структуру личности.
Он выступает как установка по отношению к самому себе.
Как всякая установка, образ «Я» включает в себя
3 компонента: когнитивный представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.; эмоционально-оценочный самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.; поведенческий стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повы40
[стр. 34]

Теоретической основой для выработки навыков интроспекции может служить понятие «Я-концепция» 118, 204].
Научное обоснование данного понятия представлено в работах В.НМ ясищева, К.Роджерса, Р.Даймонда, Р.Бернса, Т.Шибугани и др.
Рост самосознания индивида постепенно освобождает его от подчинения непосредственным влечениям и потребностям, позволяет индивиду овладевать собственным поведением, стать субъектом своего развития.
Такому пониманию самосознания как осознанному отражению «самости» в большей степени соответствует понятие «Я-концепция», которая, собственно, составляет продукт самосознания (Б.В.Кайгородов).
Можно сказать, что индивид, с одной стороны, испытывает «внутреннее» давление, как бы требующее от него соответствия своему идеалу, а с другой «внешнее» давление, заставляющее соответствовать ожиданиям среды в данный момент.
Референтом первого является идеальный образ «Я», второго нормативный образ «Я».
Когда человек соотносит данные обратной связи, полученные в результате своей деятельности, с идеальным образом «Я» это влияет
па его самооценку.
Интерпретируя эту информацию по отношению к релевантному в данный момент нормативному «образу Я», человек относит себя к более или менее удачному социальному типу.
Важным является не само по себе содержание обратной связи, а способ, каким индивид ее интерпретирует, и референт, с которым соотносит, Образ «Я» вписывается в структуру личности.
Он выступает как установка по отношению к самому себе.
Как всякая установка, образ «Я» включает в себя
три компонента: когнитивный представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.; эмоциональнооценочный самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.; поведенческий стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.
Образ «Я» может переживаться как представление о себе в момент самого 34

[Back]