обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения; расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью психологической защиты; главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации. Р. Бернс выделяет 3 элемента установки применительно к Яконцепции: образ «Я», самооценка и потенциальная поведенческая реакция. При этом автор называет основные составляющие Я-концепции: когнитивную, эмоционально-оценочную, поведенческую [20]. Значительный интерес представляет теория «Я» К. Роджерса. Он расширил сферу тех психических явлений, которые могут осознаваться через «Я» личности. Это восприятие собственных способностей, своего отношения к другим людям. По мнению К. Роджерса, «Я» включает также цели и идеалы. Автор отстаивает принцип целостности личности, говорит о ее возможности и направленности в будущее. Он не склонен связывать самооценку с единичными и сомнительными в научном отношении фактами. Самооценка, по мнению К. Роджерса, является важным условием в осуществлении стремлений личности к более полной реализации собственных возможностей. Эти возможности личность способна познавать в себе и, правильно оценивая их, брать на себя ответственность за выбор (С. Rogers, 1955). Т. Шибутани отмечает, что образы «Я» специфичны, изменчивы в протяженности от одной ситуации к другой, и делает вывод, что развитие сознательного поведения это последовательный процесс, в котором человек реагирует на ряд образов «Я». Но вместе с тем, каждый человек может определить самого себя как особое существо с присущим только ему набором качеств. Т. Шибутани замечает, что мы привыкли считать свою личную определенность настолько естественной, что даже не представляем себе, до какой степени все наше поведение и наши действия обусловлены рабочей концепцией, которую мы сами создали. «Если гибкость координации основана на способности людей формировать «Я-образы», то относительная постоян42 |
выделил типы образов «Я»: 1) «настоящее (реальное Я»), 2) «идеальное Я», 3) «фантастическое Я», 4) «будущее или возможное Я»; 5) «идеализированное Я»; 6) «представляемое Я» или «воображаемое Я». Т.Шибутани, наряду с устойчивым образом «Я», выделяет Я-концепцию, в которой отражается устойчивость личности. Я-концепция включает устойчивые идентификации человека и определяется как интеграция образов «Я», как поведенческая характеристика личности (Т.Шибутани, 1998). Р.Бернс, как и Т.Шибутани, различает ситуативность в образе «Я» и постоянство, обобщенность в Я-концепции самом главном, особом факторе воздействия на поведение личности. Р.Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех представлений индивида о себе, включающую убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленный на самого себя. Основу Я-концепции, в этом смысле, можно представить в виде следующих утверждений: поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия; этот ракурс по своей природе субъективен; всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция; Я-концепция — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение; соответственно Я-концепция регулирует поведение; Я-концепция обладает относительной стабильностью и обуславливает довольно устойчивые схемы поведения; расхождения между опытом индивида и его Я-концспцисй нейтрализуются с помощью психологической защиты; главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации. Р.Бернс выделяет три элемента установки применительно к Я-концепции: образ «Я», самооценка, потенциальная поведенческая реакция. При этом автор называет основные составляющие Я-концепции: когнитивную, эмоциональнооценочную, поведенческую [181. Значительный интерес представляет теория «Я» К.Роджерса. Он 36 расширил сферу тех психических явлений, которые могут осознаваться через «Я» личности. Это восприятие собственных способностей, своего отношения к другим людям. По мнению К.Роджерса, «Я» включает также цели и идеалы. Автор отстаивает принцип целостности личности, говорит о ее возможности и направленности в будущее. Он не склонен связывать самооценку с единичными и сомнительными в научном отношении фактами. Самооценка, по мнению К.Роджерса, является важным условием в осуществлении стремлений личности к более полной реализация собственных возможностей. Эти возможности личность способна познавать в себе и, правильно оценивая их, брать на себя ответственность за выбор (Rogers С., 1955). Т.Шибутани отмечает, что образы «Я» специфичны, изменчивы в протяженности от одной ситуации к другой, и делает вывод, что развитие сознательного поведения это последовательный процесс, в котором человек реагирует на ряд образов Я. Но вместе с тем, каждый человек может определить самого себя как особое существо с присущим только ему набором качеств. Т.Шибутани замечает, что мы привыкли считать свою личную определенность настолько естественной, что даже не представляем себе, до какой степени все наше поведение и наши действия обусловлены рабочей концепцией, которую мы сами создали. «Если гибкость координации основана на способности людей формировать «Я-образы», то относительная постоянность человека, определенность его линии поведения обеспечивается Яконцепцией» [206]. Таким образом, в качестве устойчивого компонента, создающего определенность линии поведении личности, выступает Я-концепция. Ощущением своей определенности, которая выражается также и в Я-концепции, создается непрерывность переживаний во времени, непрерывность опыта человека в целом. Я-коицепция может быть обнаружена при исследовании устойчивых ориентацией человека к действиям в отношении самого себя, В то же время она может иметь различную гибкость, подвижность н быстроту актуализации в разные периоды жизни человека. Я-концепция 37 |