Проверяемый текст
Подосинников, Сергей Александрович; Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов (Диссертация 2003)
[стр. 43]

ность человека, определенность его линии поведения обеспечивается Яконцепцией» [205].
Таким образом, в качестве устойчивого компонента, создающего определенность
самопонимания, выступает Я-концепция.
Ощущением своей определенности, которая выражается также и в Я-концепции, создается непрерывность переживаний во времени, непрерывность опыта человека в целом.

Я-концепция может быть обнаружена при исследовании устойчивых ориентацией человека к действиям в отношении самого себя.
В то же время она может иметь различную гибкость, подвижность
и быстроту актуализации в разные периоды жизни человека.
Я-концепция
формируется, уточняется, укрепляется постоянно в процессе взаимодействия людей между собой.
Я-концепция это то, что складывается у человека на основе действия механизма рефлексии.
Я-концепция относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и определенным образом относится к себе.
Я-концепция это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе.
Я-концепция, предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом.
Учитывая специфичность понятий образа «Я» и Я-концепции личности, рассмотрим их как продукты самосознания.
Некоторые ученые обращают внимание на временную динамику
самосознания, исследуя его существование и развитие во временном аспекте (В.Н.
Козиев, 1980; А.Р.
Петрудлите, 1985 и др.) [86, 139] в следующих формах проявления: «реальное Я» (представления о себе в настоящем времени); «идеальное Я» (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы); «идеалистическое Я» (то, каким субъект намерен стать); «фантастическое Я» (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным); «физическое Я» (совокупность представлений 43
[стр. 37]

расширил сферу тех психических явлений, которые могут осознаваться через «Я» личности.
Это восприятие собственных способностей, своего отношения к другим людям.
По мнению К.Роджерса, «Я» включает также цели и идеалы.
Автор отстаивает принцип целостности личности, говорит о ее возможности и направленности в будущее.
Он не склонен связывать самооценку с единичными и сомнительными в научном отношении фактами.
Самооценка, по мнению К.Роджерса, является важным условием в осуществлении стремлений личности к более полной реализация собственных возможностей.
Эти возможности личность способна познавать в себе и, правильно оценивая их, брать на себя ответственность за выбор (Rogers С., 1955).
Т.Шибутани отмечает, что образы «Я» специфичны, изменчивы в протяженности от одной ситуации к другой, и делает вывод, что развитие сознательного поведения это последовательный процесс, в котором человек реагирует на ряд образов Я.
Но вместе с тем, каждый человек может определить самого себя как особое существо с присущим только ему набором качеств.
Т.Шибутани замечает, что мы привыкли считать свою личную определенность настолько естественной, что даже не представляем себе, до какой степени все наше поведение и наши действия обусловлены рабочей концепцией, которую мы сами создали.
«Если гибкость координации основана на способности людей формировать «Я-образы», то относительная постоянность человека, определенность его линии поведения обеспечивается Яконцепцией» [206].
Таким образом, в качестве устойчивого компонента, создающего определенность
линии поведении личности, выступает Я-концепция.
Ощущением своей определенности, которая выражается также и в Я-концепции, создается непрерывность переживаний во времени, непрерывность опыта человека в целом.

Я-коицепция может быть обнаружена при исследовании устойчивых ориентацией человека к действиям в отношении самого себя, В то же время она может иметь различную гибкость, подвижность н быстроту актуализации в разные периоды жизни человека.
Я-концепция
37

[стр.,38]

формируется, уточняется, укрепляется постоянно в процессе взаимодействия людей между собой.
Я-концспция это то, что складывается у человека на основе действия механизма рефлексии.
Я-концепция относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и определенным образом относится к себе.
Я-концепция это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе.
Я-концепция, предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом.
Учитывая специфичность понятий образа «Я» и Я-концепции личности, рассмотрим их как продукты самосознания.
Некоторые ученые обращают внимание на временную динамику
самосознщгня, исследуя его существование и развитие во временном аспекте (Козиев В.Н., 1980; Петруллите А.Р.
1985 и др.) (79, 140] в следующих формах проявления; «реальное Я» (представления о себе в настоящем времени); «идеальное Я» (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы); «идеалистическое Я» (то, каким субъект намерен стать); «фантастическое Я» (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным); «физическое Я» (совокупность представлений о себе как об индивидуальности, о своих характерологических особенностях); «социальное Я» (совокупность представлений о себе как о партнере по общению, о своей принадлежности к определенной микрогруппе, к социальной и возрастной среде); «будущее Я» (каким, по мнению индивида, он может стать по возможности) и др.
Значимость временного аспекта данной проблемы подчеркивает Е.А.Климов говоря о том, что «смысл существования, «смысл жизни» есть состояние человека, когда у него есть образ желаемого будущего «...
образ («я знаю...») желаемого («мне не скучно, я заинтересован, я хочу, чтобы будущее состоялось, оно меня привлекает, я стараюсь его приблизить»).
Это значит, что 38

[Back]