Проверяемый текст
Подосинников, Сергей Александрович; Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов (Диссертация 2003)
[стр. 44]

о себе как об индивидуальности, о своих характерологических особенностях); «социальное Я» (совокупность представлений о себе как о партнере по общению, о своей принадлежности к определенной микрогруппе, к социальной и возрастной среде); «будущее Я» (каким, по мнению индивида, он может стать по возможности) и др.
Значимость временного аспекта данной проблемы подчеркивает Е.А.
Климов говоря о том, что «смысл существования», «смысл жизни» есть состояние человека, когда у него есть образ желаемого будущего «...образ («я знаю...») желаемого («мне не скучно, я заинтересован, я хочу, чтобы будущее состоялось, оно меня привлекает, я стараюсь его приблизить»).
Это значит, что
в сознании индивида есть жизненная перспектива (то, что будет).
Излишнее же увязание в образах прошлого признак неблагополучия в душе.
Сознание и ум человека исторически развивались как средство ориентировки в будущем.
Прошлое должно стоять на службе будущего.
Но образ желаемого будущего .должен быть неразъемно связан с представлением о любимых трудовых занятиях: жизненный путь без любимого дела бессмыслица»
[96, с.
106].
Содержанием самосознания, в частности, является не только фактическая сторона достижений человека, ее прошлое, но и осознание возможностей («Я-реальное»), а также того, какой она хотела бы стать («Яидеальное»).
«Реальное Я», как уже было сказано, установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлением о том, каков он на самом деле.
«Идеальное Я» установки, связанные с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.
Желаемые ценностные ориентиры «идеального Я» (качества, к формированию которых стремится индивид) определяют ближние и дальние цели в саморегуляции индивида; различие между «идеальным Я» и «реальным Я» может обеспечить необходимый источник мотивации для достижения желаемого.
«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих чаяния, устремления индивида.
Как показала К.

Хорни (1950), большое 44
[стр. 38]

формируется, уточняется, укрепляется постоянно в процессе взаимодействия людей между собой.
Я-концспция это то, что складывается у человека на основе действия механизма рефлексии.
Я-концепция относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и определенным образом относится к себе.
Я-концепция это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе.
Я-концепция, предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом.
Учитывая специфичность понятий образа «Я» и Я-концепции личности, рассмотрим их как продукты самосознания.
Некоторые ученые обращают внимание на временную динамику самосознщгня, исследуя его существование и развитие во временном аспекте (Козиев В.Н., 1980; Петруллите А.Р.
1985 и др.) (79, 140] в следующих формах проявления; «реальное Я» (представления о себе в настоящем времени); «идеальное Я» (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы); «идеалистическое Я» (то, каким субъект намерен стать); «фантастическое Я» (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным); «физическое Я» (совокупность представлений о себе как об индивидуальности, о своих характерологических особенностях); «социальное Я» (совокупность представлений о себе как о партнере по общению, о своей принадлежности к определенной микрогруппе, к социальной и возрастной среде); «будущее Я» (каким, по мнению индивида, он может стать по возможности) и др.
Значимость временного аспекта данной проблемы подчеркивает Е.А.Климов говоря о том, что «смысл существования, «смысл жизни» есть состояние человека, когда у него есть образ желаемого будущего «...
образ («я знаю...») желаемого («мне не скучно, я заинтересован, я хочу, чтобы будущее состоялось, оно меня привлекает, я стараюсь его приблизить»).
Это значит, что
38

[стр.,39]

в сознании индивида есть жизненная перспектива (то, что будет).
Излишнее же увязание в образах прошлого признак неблагополучия в душе.
Сознание и ум человека исторически развивались как средство ориентировки в будущем.
Прошлое должно стоять на службе будущего.
Но образ желаемого будущего должен быть неразъемно связан с представлением о любимых трудовых занятиях: жизненный путь без любимого дела бессмыслица».

[75сД06].
Содержанием самосознания, в частности, является не только фактическая сторона достижений человека, ее прошлое, но и осознание возможностей («Яреальное»), а также того, какой она хотела бы стать («Я-идеальное»).
«Реальное Я», как уже было сказано, установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть, с его представлением о том, каков он на самом деле.
«Идеальное Я» установки, связанные с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.
Желаемые ценностные ориентиры «идеального Я» (качества, к формированию которых стремится индивид) определяют ближние и дальние цели в саморегуляции индивида; различие между «идеальным Я» и «реальным Я» может обеспечить необходимый источник мотивации для достижения желаемого.
«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих чаяния, устремления индивида.
Как показала К.Хоряи
(1950), большое расхождение между «реальным» и «идеальным Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.
Г.У.Олпорт (1961) е ч тает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.
Привлекательные качества «идеального Я» обозначают близкие и отдаленные цели индивида, а различие между «идеальным» и «реальным Я» обеспечивает необходимые для достижения целей предпосылки.
Рассмотрение «идеального Я» позволило дать характеристику обстоятельств, при которых возникает ориентация оценки, хотя функция «идеального Я» до сих пор до конца не определена.
Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными 39

[Back]