Проверяемый текст
Подосинников, Сергей Александрович; Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов (Диссертация 2003)
[стр. 45]

расхождение между «реальным» и «идеальным Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала [200].
Г.У.
Олпорт (1961) считает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим [132].
Привлекательные качества «идеального Я» обозначают близкие и отдаленные цели индивида, а различие между «идеальным» и «реальным Я» обеспечивает необходимые для достижения целей предпосылки.
Рассмотрение «идеального Я» позволило дать характеристику обстоятельств, при которых возникает ориентация оценки, хотя функция «идеального Я» до сих пор до конца не определена.
Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными
идеалами благодаря механизмам социального подкрепления.
Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду (Р.

Бернс, 1986) [20].
Несовпадение «реального» и «идеального Я» вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Расхождение «реального Я» и «идеального Я» функция не только возраста, но и интеллекта.
У интеллектуально развитых юношей подобное расхождение значительно больше, чем у молодых людей со средними способностями.
То же наблюдается и у более творческих людей, у которых гибкость и независимость мышления часто сочетаются с недовольством собой с повышенной ранимостью (Р.
Катц и Е.
Зиглер, 1976).
Большую удовлетворенность собой индивид испытывает, когда на сходство «реального» и «идеального Я» влияют оценки социального окружения
[85].
Определение своего «Я» в данный момент через осознание своего настоящего положения и действий, в свете желаемого и реального будущего, оценка достигнутого в прошлом, понимание того, что необходимо сделать в настоящий момент, чтобы стать тем, кем хочется быть в будущем необходимое условие развития личности.
Через временную связь человек контролирует свое развитие и реализует планы на будущее.
Таким образом, Я-концепция важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности,
45
[стр. 39]

в сознании индивида есть жизненная перспектива (то, что будет).
Излишнее же увязание в образах прошлого признак неблагополучия в душе.
Сознание и ум человека исторически развивались как средство ориентировки в будущем.
Прошлое должно стоять на службе будущего.
Но образ желаемого будущего должен быть неразъемно связан с представлением о любимых трудовых занятиях: жизненный путь без любимого дела бессмыслица».
[75сД06].
Содержанием самосознания, в частности, является не только фактическая сторона достижений человека, ее прошлое, но и осознание возможностей («Яреальное»), а также того, какой она хотела бы стать («Я-идеальное»).
«Реальное Я», как уже было сказано, установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть, с его представлением о том, каков он на самом деле.
«Идеальное Я» установки, связанные с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.
Желаемые ценностные ориентиры «идеального Я» (качества, к формированию которых стремится индивид) определяют ближние и дальние цели в саморегуляции индивида; различие между «идеальным Я» и «реальным Я» может обеспечить необходимый источник мотивации для достижения желаемого.
«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих чаяния, устремления индивида.
Как показала К.Хоряи (1950), большое расхождение между «реальным» и «идеальным Я» нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.
Г.У.Олпорт (1961) е ч тает, что «идеальное Я» отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.
Привлекательные качества «идеального Я» обозначают близкие и отдаленные цели индивида, а различие между «идеальным» и «реальным Я» обеспечивает необходимые для достижения целей предпосылки.
Рассмотрение «идеального Я» позволило дать характеристику обстоятельств, при которых возникает ориентация оценки, хотя функция «идеального Я» до сих пор до конца не определена.
Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными
39

[стр.,40]

идеалами благодаря механизмам социального подкрепления.
Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду (Р.Берпс,
1986).
Несовпадение «реального» и «идеального Я» вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Расхождение «реального Я» и «идеального Я» функция не только возраста, но и интеллекта.
У интеллектуально развитых юношей подобное расхождение значительно больше, чем у молодых людей со средними способностями.
То же наблюдается и у более творческих людей, у которых гибкость и независимость мышления часто сочетаются с недовольством собой с повышенной ранимостью (Р.Катц и Е.Зиглер, 1976).
Большую удовлетворенность собой индивид испытывает, когда на сходство «реального» и «идеального Я» влияют оценки социального окружения
[44].
Определение своего «Я» в данный момент через осознание своего настоящего положения и действий, в свете желаемого и реального будущего, оценка достигнутого в прошлом, понимание того, что необходимо сделать в настоящий момент, чтобы стать тем, кем хочется быть в будущем необходимое условие развития личности.
Через временную связь человек контролирует свое развитие и реализует планы на будущее.
Таким образом, Я-концепция важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности
идеальная представленность индивида а себе как в другом.
В.Ф.Неубауэр представляет Я-концепцию как «теорию самого себя» или «установку относительно собственной личности».
При этом речь идет о динамической психологической величине, зависящей от изменения социального окружения и общественных отношений.
Отдельные составляющие Я«кониепции начинают формироваться еще в детстве.
Однако окончательное ее формирование и превращение в систему протекает в подростковом возрасте и завершается в юношеском.
Я-концепция развивается под влиянием первичного опыта социализации в окружающей субъекта среде.
Описательную составляющую Я-кониепции называют образом «Я».
40

[Back]