Проверяемый текст
Подосинников, Сергей Александрович; Психологические факторы становления профессионального самосознания у студентов (Диссертация 2003)
[стр. 46]

идеальная представленность индивида в себе как в другом.
В.Ф.
Неубауэр представляет Я-концепцию как «теорию самого себя» или «установку относительно собственной личности»
[129].
При этом речь идет о динамической психологической величине, зависящей от изменения социального окружения и общественных отношений.
Отдельные составляющие
Я-концепции начинают формироваться еще в детстве.
Однако окончательное ее формирование и превращение в систему протекает в подростковом возрасте и завершается в юношеском.
Я-концепция развивается под влиянием первичного опыта социализации в окружающей субъекта среде.
Описательную составляющую
Я-концепции называют образом «Я».
Образ «Я» это сложное, многокомпонентное явление, включающее знание индивида о себе в данный период жизни, знание о том, каким он может стать, каким он должен быть, знание о том, каким изображать себя, знание о том, каким он выступает для окружающих.

Образ «Я» в целом понимается И.С.
Коном, который опирался в своих представлениях на теорию диспозиционной регуляции и саморегуляции социального поведения личности В.А.
Ядова
[217], как теоретическая база для анализа некоторых аспектов Я-концепции, а также самоанализа.
Её основное понятие, диспозиция личности (фиксированная в её социальном опыте предрасположенность воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях определённым образом), информативно и удобно для эмпирической интерпретации и операциональных определений понятия Я-концепции.

Это позволяет выделить достаточный для самоанализа «набор установок», дает возможность осмыслить их структуру и содержание путём анализа устойчивой ориентации личности к действиям в отношении самого себя и других.
В качестве системы образа «Я»
выделяются 2 уровня.
Первый (нижний) уровень образа «Я» составляют неосознанные, представленные только в переживании, установки; второй осознание и самооценка отдельных качеств и свойств; третий целостный образ «Я» (Я-концепция),
складываю46
[стр. 40]

идеалами благодаря механизмам социального подкрепления.
Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду (Р.Берпс, 1986).
Несовпадение «реального» и «идеального Я» вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Расхождение «реального Я» и «идеального Я» функция не только возраста, но и интеллекта.
У интеллектуально развитых юношей подобное расхождение значительно больше, чем у молодых людей со средними способностями.
То же наблюдается и у более творческих людей, у которых гибкость и независимость мышления часто сочетаются с недовольством собой с повышенной ранимостью (Р.Катц и Е.Зиглер, 1976).
Большую удовлетворенность собой индивид испытывает, когда на сходство «реального» и «идеального Я» влияют оценки социального окружения [44].
Определение своего «Я» в данный момент через осознание своего настоящего положения и действий, в свете желаемого и реального будущего, оценка достигнутого в прошлом, понимание того, что необходимо сделать в настоящий момент, чтобы стать тем, кем хочется быть в будущем необходимое условие развития личности.
Через временную связь человек контролирует свое развитие и реализует планы на будущее.
Таким образом, Я-концепция важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности идеальная представленность индивида а себе как в другом.
В.Ф.Неубауэр представляет Я-концепцию как «теорию самого себя» или «установку относительно собственной личности».

При этом речь идет о динамической психологической величине, зависящей от изменения социального окружения и общественных отношений.
Отдельные составляющие
Я«кониепции начинают формироваться еще в детстве.
Однако окончательное ее формирование и превращение в систему протекает в подростковом возрасте и завершается в юношеском.
Я-концепция развивается под влиянием первичного опыта социализации в окружающей субъекта среде.
Описательную составляющую
Я-кониепции называют образом «Я».
40

[стр.,41]

гош ичк* -I государ' -а/ 41 BÜCrUwifiA* Образ «Я» это сложное, многокомпонентное явление, включающее знание индивида о себе в данный период жизни, знание о том, каким он может стать, каким он должен быть, знание о том, каким изображать себя, знание о том, каким он выступает для окружающих (81, 82].
Образ «Я» в целом понимается И.С.Коном, который опирался в своих представлениях на теорию диспозиционной регуляции и саморегуляции социального поведения личности В.А.Ядова
[212], как теоретическая база для анализа некоторых аспектов Яконцепции, а также самоанализа.
Её основное понятие, диспозиция личности (фиксированная в её социальном опыте предрасположенность воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях определённым образом), информативно и удобно для эмпирической интерпретации и операциональных определений понятия Я-концепции.

Эго позволяет выделить достаточный для самоанализа «набор установок», дает возможность осмыслить их структуру и содержание путём анализа устойчивой ориентации личности к действиям в отношении самого себя и других.
В качестве системы образа «Я»
выделяется два уровня.
Первый (нижний) уровень образа «Я» составляют неосознанные, представленные только в переживании, установки; второй осознание и самооценка отдельных качеств и свойств; третий целостный образ «Я» (Я-концепция),
складывающийся на основе частных самооценок и парциальных образов «Я»; четвертый • Я-концепция «вписывается» в систему ценностей, целей и средств, необходимых для достижения этих целей.
Образ «Я» характеризуется также числом осознаваемых качеств личности, сложностью и обобщенностью этих качесгв, их содержательными характеристиками.
Важным параметром образа «Я» является противоречивость знаний, входящих в состав образа.
Образ «Я» и предпосылка, и следствие социального взаимодействия.
Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество попеременно сменяющих друг друга «Я-образов», то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной

[Back]