Итак, данное нами определение самопонимания позволяет считать его самостоятельным процессом, выполняющим определенные функции в самосознании человека. В целях более четкого определения самопонимания в структуре самосознания необходимо изучить на основе теоретического анализа соотношение понятий «самопонимание», «самоотношение», «самопознание», определить, что объединяет эти понятия и что их различает. Изучение этого вопроса позволит нам представить самопонимание как отдельно взятый, самостоятельный процесс самосознания, что даст нам все основания говорить о психологии самопонимания. Подробнее остановимся на описаниях процессов самопознания и самоотношения с целью дальнейшего анализа их взаимосвязи с самопониманием. Самопознание представляет собой самое начальное звено, основу существования и осуществления самосознания. Через самопознание человек приходит к определенным знаниям о самом себе. В процессе взаимодействия с внешним миром человек, выступая активным действующим лицом, познает этот мир, а вместе с тем познает и себя. Если любая вещь, явление могут быть познаны (исходя из основного гносеологического принципа) только через соотношение с другими вещами и явлениями, только через процесс выявления их многочисленных взаимосвязей, то и самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других людей, через взаимосвязь с различными многообразными составляющими «Я» растущего человека, через взаимосвязь «Я-образа» и «Яконцепции». Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Самопознание позволяет человеку получать новые знания о самом себе, но не наделяет их смыслом, не иерархизирует их по ценностям. Оно способствует человеку строить и выделять определенные представления о себе и в какой-то степени систематизировать 51 |
109 М ожно видеть из приведенных критериев сформированности основных компонентов самопонимания, что они отражают структурно-содержательные характеристики «Я концепции» — «Я реальное» и «Яидеальное», т.е. это еще раз доказывает, что самопонимание может рассматриваться в рамках двух структур. Важно отметить, что системообразующим компонентом в представленной структуре самопонимания является мотивационно-потребностный компонент. В приложении № 2 представлены основные характеристики самопонимания. Эти характеристики распределены по основным компонентам самопонимания. Не рассматриваются характеристики бессознательного и психофизического компонента самопонимания Итак, данное нами определение самопонимания позволяет считать его самостоятельным процессом, выполняющим определенные функции в самосознании человека. Для более полной убедительности необходимо рассмотреть самопонимание в структуре самосознания и соотношение этого процесса с другими процессами самосознания: «самоотношением» и «самопознанием». 1.3. Соотнош ение понятий «самопонимание», «самопознание», «самоотнош ение» В целях более четкого определения самопонимания в структуре самосознания необходимо изучить на основе теоретического анализа соотношение понятий «самопонимание», «самоотношение», «самопознание», определить, что объединяет эти понятия и что различает. Изучение этого вопроса позволит нам представить самопонимание как отдельно взятый, самостоятельный процесс самосознания, что даст нам все основания говорить о психологии самопонимания. Подробнее остановимся на описаниях процессов самопознания и самоотношения с целью дальнейшего анализа их взаимосвязи с самопониманием. Самопонимание и самопознание. Самопознание представляет собой самое начальное звено, основу существования и осуществления самосознания. Через самопознание человек приходит к определенным знаниям о.сам ом себе. В процессе взаимодействия с внешним миром человек, выступая активным действующим лицом, познает этот мир, а вместе с тем познает и себя. Если любая вещь, явление могут быть познаны (исходя из основного гносеологического принципа) только через соотношение с другими вещами и явлениями, только через процесс выявления их многочисленных взаимосвязей, то и самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его «Я» с «Я» других людей, через взаимосвязь с различными многообразными составляющими «Я» растущего человека, через взаимосвязь «Я образа» и «Я концепции». Самопознание, как и всякая другая форма познания, не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Самопознание позволяет человеку получать новые знания о самом себе, но не наделяет их смыслом, не иерархизирует их по ценностям. Оно способствует человеку строить и выделять определенные представления о себе и в какой-то степени систематизировать их. В этом уже закладываются различия между понятиями «самопознание» и «самопонимание». Самопонимание, в отличие от самопознания, есть «знание о знаниях». Единство видится в том, что развитие самопонимания и самопознания имеет одни и те же стадии развития в зависимости от возраста человека. Они проходят стадии от конкретности к обобщенности, от недифференцированности к дифференцированное™ , от непосредственности к опосредованности. Это |