Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 54]

Следовательно, необходимо рассматривать самопознание как сложный, многоуровневый процесс, индивидуализированный во времени.
Условно его делят на
2 уровня (И.И.
Чеснокова, 1997 [216]; Е.Т.
Соколова, 1989 [192]).
1 уровень.
Самосознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми,
то есть при таком познании себя человек опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими.
Основным внутренним приемом такого самопознания являются самовосприятие и самонаблюдение.
Но на стадии более зрелого самопознания включается самоанализ
(то есть рамки «Я и Другой человек»).
2 уровень.
Соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях.
Ведущие внутренние приемы самопознания здесь: самоанализ и самоосмысление, которые, в свою очередь, опираются на самовосприятие и самоописание.

Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формулировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.
Но в этом случае более правильным будет говорить не об уровнях (стадиях) развития самопознания, а о механизмах его формирования.
И.С.
Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я».
Основание для этой теории И.С.
Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А.
Ядова.
В целом образ «Я» понимается как установочная система.
Установки обладают
3 компонентами: когнитивным, аффективным, поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).
Нижний уровень образа «Я» составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ, и, наконец, сам этот образ «Я» вписывается в
54
[стр. 113]

сурсов, проверяется адекватность самого себя.
Человек познает себя по своим делам и оценивает себя по своим успехам и достижениям.
В психологии самосознания выделяется ряд приемов, с помощью которых осуществляется самопознание: * самовосприятие; *самонабяюдение (представляет собой наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления: переживания, мысли, чувства и т.д.
Оно возникает в процессах общения с другими людьми и усвоения социального опыта и средств его осмысления); * самоанализ (анализ, всесторонний разбор, рассмотрение, оценка своих собственных поступков и переживаний); * самоосмысление (более глубокое осознание себя, своего психологического опыта).
Последние два приёма напрямую зависят от мотивов и установок самопонимания (М.Ш .
М агомед-Эминов, 1998).
Применение того или иного приёма связано с уровнем развития самопознания.
Вряд ли ребенок, не обладающий возможностью воспринимать себя, сможет осмыслять собственные действия, поступки.
Другими словами, каждая стадия развития самопознания подготавливает условия для использования более сложного приема самопознания.
Нельзя человека научить самоосмыслению, самоанализу, если он испытывает трудности в самонаблюдении и самовосприятии.
Этот факт широко используется в практической психологии.
Следовательно, необходимо рассматривать самопознание как сложный, многоуровневый процесс, индивидуализированный во времени.
Условно его делят на
два уровня (И.И.
Чеснокова, 1977; Е.Т.
Соколова, 1989).
П е р в ы й у р о в е н ь .
Самосознание осуществляется через различные формы соотнесения самого себя с другими людьми,
т.е.
при таком познании 112

[стр.,114]

из себя человек опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими.
Основным внутренним приемом такого самопознания являются самовосприятие и самонаблюдение.
Но на стадии более зрелого самопознания включается самоанализ
(т.е.
рамки «Я и Другой человек»).
В т о р о й у р о в е н ь .
Соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях.
Ведущие внутренние приемы самопознания здесь: самоанализ и самоосмысление, которые, в свою очередь, опираются на самовосприятие и самоописание.

Самосознание на втором уровне достигает высшего развития при формулировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.
Но в этом случае более правильным будет говорить не об уровнях (стадиях) развития самопознания, а о механизмах его формирования.
И.С.
Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я».
Основание для этой теории И.С.
Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А.
Ядова.
В целом образ «Я» понимается как установочная система.
Установки обладают
тремя компонентами: когнитивным, аффективным, поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).
Нижний уровень образа «Я» составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ, и наконец, сам этот образ «Я» вписывается в
общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей.

[Back]