общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. И.С. Кон специально подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию уровней образа «Я», тот факт, что высший уровень, меняя значение и удельный вес низших уровней иерархии «Я», не уничтожает их относительной автономии, так что между ними могут возникать противоречия и конфликты. Таким образом, в сфере самопознания наблюдается движение знаний о себе от отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому, целостному представлению о себе. В результате самопознания выделяются различные аспекты «Я», строятся различные составляющие «образа-Я», что и создает картину множественности этого образа. Множественность «Я» как проблема постоянно присутствует в психологии самосознания. Так, американский социолог Луис А. Зухер-младший выделяет четыре модуса «Я»: физический, социальный, рефлексивный и океанический (И.С. Кон, 1984) [95]. Подчеркивал идею множественности «Я» философ Дж. Огильви, но он считал, что в каждый момент времени индивид должен иметь только одно «Я». H.A. Бердяев говорил о «Я» как о многоплановом и многоэтажном. По Э. Эриксону, множественность «Я» это невротическое состояние. Еще в 1890 г. У. Джеймс выделил в структуре «Я» такие составляющие, как «материальное Я», «социальное Я», «духовное Я». В схему «Я», представленную М. Розенбергом, включены: 1) «настоящее Я» (или «реальное Я») каким индивид видит себя в действительности в данный момент; 2) «динамическое Я» каким индивид поставил себе целью быть; 3) «фантастическое Я» каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм и образцов; 55 |
из себя человек опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими. Основным внутренним приемом такого самопознания являются самовосприятие и самонаблюдение. Но на стадии более зрелого самопознания включается самоанализ (т.е. рамки «Я и Другой человек»). В т о р о й у р о в е н ь . Соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и Я», когда человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. Ведущие внутренние приемы самопознания здесь: самоанализ и самоосмысление, которые, в свою очередь, опираются на самовосприятие и самоописание. Самосознание на втором уровне достигает высшего развития при формулировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства. Но в этом случае более правильным будет говорить не об уровнях (стадиях) развития самопознания, а о механизмах его формирования. И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Основание для этой теории И.С. Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова. В целом образ «Я» понимается как установочная система. Установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным, поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень образа «Я» составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ, и наконец, сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. И.С. Кон специально подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию уровней образа «Я», тот факт, что высший уровень, меняя значение и удельный вес низших уровней иерархии «Я», не уничтожает их относительной автономии, так что между ними могут возникать противоречия и конфликты. Таким образом, в сфере самопознания наблюдается движение знаний о себе от отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому, целостному представлению о себе. В результате самопознания выделяются различные аспекты "Я", строятся различные составляющие «образаЯ», что и создает картину множественности этого образа. М ножественность «Я» как проблема постоянно присутствует в психологии самосознания. Так, американский социолог Луис А. Зухер-младший выделяет четыре модуса «Я»: физический, социальный, рефлексивный и океанический (И.С. Кон, 1984). Подчеркивал идею множественности «Я», философ Дж. Огильви считал, что в каждый момент времени индивид должен иметь только одно «Я». Н.А. Бердяев говорил о «Я» как о многоплановом и многоэтажном (35). По Э. Эриксону, множественность «Я» — это невротическое состояние (314). Еще в 1890 году У. Джеймс выделил в структуре «Я» такие составляющие, как «материальное Я», «социальное Я», «духовное Я». В схему «Я», представленную М. Розенбергом, включены: 1) «настоящее Я» (или «реальное Я») — каким индивид видит себя в действительности в данный момент; 2) «динамическое Ял — каким индивид поставил себе целью быть; 3) «фантастическое Я» — каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм и образцов; |