позволяет получать знания о своем «Я», но смысл и значение процесса познания закладывается самопониманием. Самопонимание позволяет структурировать внутренний мир человека, установить иерархию и привести к целостности «Я» личности человека. Оно как бы включает процесс самопознания, если есть в этом необходимость. Ощущая внутреннюю дисгармоничность, приводящую к противоречиям, молодой человек пытается самостоятельно выяснить причины (самопознание), получить относительно достоверную информацию (знание) и определить способы выхода из создавшейся ситуации, которая может сопровождаться дискомфортным состоянием. Но и в этом случае человек должен уметь спрогнозировать вероятность возникновения рецидива. Самопонимание образно можно сопоставить с внутренним оком человека, которое позволяет удерживать его на жизненном пути. Самопонимание не сводится к знаниям о самом себе. Знания являются результатом действительности, ее верным отражением в мышлении человека. Человек должен обладать опытом и пониманием, на основе которых можно построить суждения и выводы, которые должны быть надежными для того, чтобы рассматриваться как знания. Таким образом, анализируя это определение знания, мы видим, что понимание не есть знание, однако оно участвует в его образовании. И не всегда знания определяют понимание. Как справедливо отмечает В.В. Знаков, знания о себе не всегда определяют понимание, знание только тогда является основой понимания, когда, во-первых, оно осмысленно будет зависеть от структурных характеристик, которые традиционно называют когнитивным стилем личности. Во-вторых, знание должно иметь определенную ценность для растущего человека. Считается, что оперировать знанием значит так или иначе оценивать его. Субъективно-ценное принимается испытуемым в качестве некоторой нормы, образца, на который надо равняться при выборе дальнейших действий, что в нашем случае укладывается в «Я-концепцию». Другими словами, знания только тогда поняты, когда они укладываются в определенное место, то есть если 58 |
117 ческих процедур, когда испытуемый знакомится с результатами этой процедуры. Мы уже говорили, что самопознание это познание «Я» в предрасположенностях, способностях, силах и границах собственного «Я». Самопонимание это постижение смысла и значения существования своего «Я». Самопознание позволяет получать знания о своем «Я», но смысл и значение процесса познания закладывается самопониманием. Самопонимание позволяет структурировать внутренний мир человека, установить иерархию и привести к целостности «Я» личности человека. Оно как бы включает процесс самопознания, если есть в этом необходимость. Ощущая внутреннюю дисгармоничность, приводящую к противоречиям, молодой человек пытается самостоятельно выяснить причины (самопознание) получить относительно достоверную информацию (знание) и определить способы выхода из создавшейся ситуации, которая может сопровождаться дискомфортным состоянием. Но и в этом случае человек должен уметь спрогнозировать вероятность возникновения рецидива. Самопонимание образно можно сопоставить с внутренним оком человека, которое позволяет удерживать его на жизненном пути. Самопонимание не сводится к знаниям о самом себе. Знания являются результатом действительности, её верным отражением в мышлении человека. Человек должен обладать опытом и пониманием, на основе которых можно построить суждения и выводы, которые должны быть надежными, для того, чтобы рассматриваться как знания. Таким образом, анализируя это определение знания, мы видим, что понимание не есть знание, однако, оно участвует в его образовании. И не всегда знания определяют понимание. Как справедливо отмечает В.В. Знаков, знания о себе не всегда определяют понимание, знание только тогда является основой понимания, когда, вопервых, оно осмысленно, что будет зависеть от структурных характеристик, которые традиционно называют когнитивным стилем личности. Во-вторых, N8 знание должно иметь определенную ценность для растущего человека. Считается, что оперировать знанием — значит так или иначе оценивать его. Субъективно-ценное принимается испытуемым в качестве некоторой нормы, образца, на который надо равняться при выборе дальнейших действий, что в нашем случае укладывается в «Я концепцию». Другими словами, знания только тогда поняты, когда они укладываются в определенное место, т.е. если знания нашли свое место в «Яконцепции», то они поняты и представляют определенный смысл. Подтверждение этому мы находим в работе А.А. Брудного «Психологическая герменевтика». Он считает, что мысль надо изучать не только в отношении к познаваемому объекту, но и к понимающему субъекту. Такой подход позволяет поместить знание на должное место в системе ценностей. Другими словами, у знания имеется свое место в жизни. А.А. Брудный считает, что проблема смысла связана теснейшим образом с этим «своим местом» в системе. Смысл — это место в структуре. Но кто помещает это знание на «место»? Ответ берется сам собой — человек. Значит сам человек как бы определяет место конкретному знанию, будь это даже знания о самом себе, которые помещаются в «Яконцепцию». Но место определяется социумом. Вот здесь и начинают переплетаться процессы социализации и индивидуализации. Только сам человек может найти место этим знаниям и определить их необходимость. Знание о себе как ценности можно образно сравнить с «фильтром», который пропускает оценочные суждения других людей в меру готовности их принимать. Принятие будет зависеть от того, соответствуют ли оценочные суждения знаниям о себе или требуется изменить эти знания или отношение к оценочным суждениям других людей. Этому способствует четкое представление о существовании внешних и внутренних источников получения знания о самом себе, что укладывается в осознании существования «Я» и «ие -Я» и определения границ своего «Я». |