знания нашли свое место в «Я-концепции», то они поняты и представляют определенный смысл. Подтверждение этому мы находим в работе A.A. Брудного «Психологическая герменевтика» [33]. Он считает, что мысль надо изучать не только в отношении к познаваемому объекту, но и к понимающему субъекту. Такой подход позволяет поместить знание на должное место в системе ценностей. Другими словами, у знания имеется свое место в жизни. A.A. Брудный считает, что проблема смысла связана теснейшим образом с этим «своим местом» в системе. Смысл это место в структуре. Но кто помещает это знание на «место»? Ответ берется сам собой человек. Значит, сам человек как бы определяет место конкретному знанию, будь это даже знания о самом себе, которые помещаются в «Я-концепцию». Но место определяется социумом. Вот здесь и начинают переплетаться процессы социализации и индивидуализации. Знание о себе как ценности можно образно сравнить с «фильтром», который пропускает оценочные суждения других людей в меру готовности их принимать. Принятие будет зависеть от того, соответствуют ли оценочные суждения знаниям о себе или требуется изменить эти знания или отношение к оценочным суждениям других-людей. Этому способствует четкое представление о существовании внешних и внутренних источников получения знания о самом себе, что укладывается в осознании существования «Я» и «не-Я» и определения границ своего «Я». Новое знание отличается от «старого», включенного в собственный опыт: оно может быть принято или отвергнуто. «Чтобы ассимилировать знание, нужно его рассмотреть, проработать и до некоторой степени проработать себя. Таким образом, уже известное и новое ассимилируется друг с другом и расширяется диапазон того, что человек понимает и может делать» (Ф. Перлз, 1993) [148, с. 132]. Таким образом, знание о себе будет понято, если оно осмысленно и представляет ценность для молодого человека, тем самым оно конструирует «актуальный» и «потенциальный» уровни, что и раскрывает' проблемы само59 |
N8 знание должно иметь определенную ценность для растущего человека. Считается, что оперировать знанием — значит так или иначе оценивать его. Субъективно-ценное принимается испытуемым в качестве некоторой нормы, образца, на который надо равняться при выборе дальнейших действий, что в нашем случае укладывается в «Я концепцию». Другими словами, знания только тогда поняты, когда они укладываются в определенное место, т.е. если знания нашли свое место в «Яконцепции», то они поняты и представляют определенный смысл. Подтверждение этому мы находим в работе А.А. Брудного «Психологическая герменевтика». Он считает, что мысль надо изучать не только в отношении к познаваемому объекту, но и к понимающему субъекту. Такой подход позволяет поместить знание на должное место в системе ценностей. Другими словами, у знания имеется свое место в жизни. А.А. Брудный считает, что проблема смысла связана теснейшим образом с этим «своим местом» в системе. Смысл — это место в структуре. Но кто помещает это знание на «место»? Ответ берется сам собой — человек. Значит сам человек как бы определяет место конкретному знанию, будь это даже знания о самом себе, которые помещаются в «Яконцепцию». Но место определяется социумом. Вот здесь и начинают переплетаться процессы социализации и индивидуализации. Только сам человек может найти место этим знаниям и определить их необходимость. Знание о себе как ценности можно образно сравнить с «фильтром», который пропускает оценочные суждения других людей в меру готовности их принимать. Принятие будет зависеть от того, соответствуют ли оценочные суждения знаниям о себе или требуется изменить эти знания или отношение к оценочным суждениям других людей. Этому способствует четкое представление о существовании внешних и внутренних источников получения знания о самом себе, что укладывается в осознании существования «Я» и «ие -Я» и определения границ своего «Я». 119 Новое знание отличается от «старого», включенного в собственный опыт: оно может быть принято или отвергнуто. «Чтобы ассимилировать знание, нужно его рассмотреть, проработать и до некоторой степени проработать себя. Таким образом, уже известное и новое ассимилируется друг с другом и расширяется диапазон того, что человек понимает и может делать» (Ф. Перлз, с. 132). Таким образом, знание о себе будет понято, если оно осмысленно и представляет ценность для молодого человека, тем самым оно конструирует «актуальный» и «потенциальный» уровни, что и раскрывает проблемы самоактуализации и самореализации «Я концепции». Самореализация этого продукта самосознания будет зависеть от его знака (положительного или отрицательного), который в свою очередь зависит от требований социума, а не от представлений самого человека. М олодой человек может воспринимать свою концепцию как положительную, а общественную как отрицательную. М ы считаем, что это зависит от понимания себя. Итак, мы определили, что если знание определило свое место в «Я концепции», то оно приобретает смысл. «Смысл — это то, что сужает коридор возможностей, ограничивает их число, одним словом, смысл есть то, что создает переход от настоящего к будущему (или от прошлого к настоящему)... цель — это просто образ возможности, ёе осмысленное овеществление, веха на трассированном направлении. Иначе говоря, смысл выступает как направление, намеченное в пространстве возможностей» (А.А. Брудный, 1998). Отсюда вытекает, что смысл может быть воспроизводим. Это позволяет нам сделать предположение, что одним из механизмов самопонимания и является идентификация. Особенно это проявляется на ранних этапах онтогенеза. Например, для того, чтобы понять себя в роли мальчика или девочки, человеком должен быть воспроизведен смысл полоролевого поведения, что и происходит через идентификацию себя с матерью или отцом. Постепенно этот смысл приобретает форму знания или, возможно, «традиции». 168 Для немецкого слова «гештальт» нет точного английского перевода; до некоторой степени его значение может быть передано словами «конфигурация», «структура», «тема», «структурное отношение», «значимое организованное целое». Контекст, в котором появляется элемент, называется в гештальтпсихологии «фоном», на котором выступает «фигура». Для здоровой психики отношение между фигурой и фоном является процессом постоянного, но значимого появления и исчезновения. Понимание в гештальтпсихологии рассматривается как то, что позволяет завершить «незаконченную ситуацию» и сформировать любой новый гештальт. Основатель гештальттерапии, одного из ведущих направлений современной гуманистической психологии, Фредерик С. Перлз разводил понятия «понимание» и «знание». «То, что ново, привлекает внимание своим отличием от уже известного, возбуждает интерес как что-то, что должно быть принято или отвергнуто, или частично принято и частично отвергнуто. Это может быть расширением знания, которое у человека уже есть, или заменой чего-то, во что человек до сих пор верил. Чтобы ассимилировать знание, нужно его рассмотреть, проработать, и до некоторой степени проработать себя. Таким образом, уже известное и новое знание ассимилируются друг с другом и расширяется диапазон того, что человек понимает и может делать» (Ф. Перлз, 2993, с. 132) При полном согласовании знаемого и знающего наступает понимание и «делание». «При полной ассимиляции знаемое и знающий едины, здесь нет «применения знания» к ситуации... — есть только человек-в-действии. Здесь человек и его знания находятся в нормальном здоровом слиянии» (там же). Вспомните ситуацию с нищим. Если у человека сложились определенные знания и отношения к этой ситуации, то человек действует и при этом не задумывается — правильно ли он поступает. В этом случае он достиг полного понимания себя относительно данного, конкретного случая. Другими словами, если человек переживает ситуацию и при этом достигает правильного (для себя) понимания, |