что содержанием этого процесса будут являться ценностно-ориентационные шкалы, а результатом «изменившееся знание» о самом себе. При переходе «изменившегося знания» в знание эмоционально-ценностное отношение как процесс переходит в состояние. Переживания в связи с осознанием собственных психологических особенностей опосредуются реальным бытием личности и возникают как результат ее конкретной жизнедеятельности в ходе постоянного соотношения ценностей, стремлений, установок с требованиями, нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится. Важно то, что развитие эмоционально-ценностного отношения и самопознания подчинено задаче формирования единства, целостности личности, интеграции ее внутреннего психологического мира. Теоретически и эмпирически доказано, что результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного отношения к себе, с другой, объединяются в особое образование самосознания личности в ее самооценку. Но часто самооценка рассматривается только как составляющая эмоционально-ценностного отношения к себе. У Джеймса, например, самооценка это, прежде всего, довольство или недовольство собой (У. Джеймс, 1922). Р. Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих (Р. Уайли, 1974) [207]. Ученый рассматривает этот вопрос с точки зрения функционального и адаптивного научения и пытается установить причины явления. Исследователь считает, что формирование реального представления о себе, как и любого сложного понятия, трудно для некоторых индивидов. Более простые понятия лучше усваиваются и дольше сохраняются в памяти. Такие индивиды имеют упрощенное представление о себе и более примитивную самооценку, чем этого требуют обстоятельства, так как затрата сил выше определенного уровня становится для них отрицательным подкреплением. 61 |
120 Таким образом, смысл находится в действительности. Если растущая личность способна согласовать действительность и собственное «Я», то она становится на путь постижения своего существования. В результате согласованности смыслы приобретают форму знания, которые не являются индифферентными со стороны молодого человека. А новая действительность создает постоянную почву для многих других поисков смысла. Иногда человек находится перед проблемой поиска смысла, сама действительность их поставляет, потому что человек выступает субъектом этой деятельности. Только в этом случае для человека она выступает как реальная действительность. М ожет возникнуть мнение, что в нашей работе происходит замещение понятия «самоотношение» понятием «самопонимания». Самопонимание и самоотношение. Представление эмоционально-ценностного отношения к себе как процесс — проблема сложная. Учитывая, что любой процесс определяется содержанием и результатом, поставим задачу их определения. Нам представляется, что содержанием этого процесса будут являться ценностно-ориентационные шкалы, а результатом — «изменившееся знание» о самом себе. При переходе «изменившегося знания» в знание происходит переход эмоциональноценностного отношения в состояние. Переживания в связи с осознанием собственных психологических особенностей опосредуются реальным бытием личности и возникают как результат ее конкретной жизнедеятельности в ходе постоянного соотношения ценностей, стремлений, установок с требованиями, нормами общества и того непосредственного социального окружения, в котором данная личность находится. Важно то, что развитие эмоционально-ценностного отношения и самопознания подчинено задаче формирования единства, целостности личности, интеграции ее внутреннего психологического мира, Теоретически и эмпирически доказано, 121 что результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного отношения к себе, с другой, объединяются в особое образование самосознания личности — в ее самооценку. Но часто самооценка рассматривается только как составляющая эмоциональноценностного отношения к себе. У Джеймса У., например, самооценка — это, прежде всего, довольство или недовольство собой (У. Джеймс, 1922). Р. Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих (Р. Уайли, 1974). Ученый рассматривает этот вопрос с точки зрения функционального и адаптивного научения и пытается установить причины явления. Исследователь считает, что формирование реального представления о себе, как и любого сложного понятия, трудно для некоторых индивидов. Более простые понятия лучше усваиваются и дольше сохраняются в памяти. Такие индивиды имеют упрощенное представление о себе и более примитивную самооценку, чем этого требуют обстоятельства, так как затрата сил выше определенного уровня становится для них отрицательным подкреплением. Существует и другая точка зрения на это явление, которая основывается на предположении, что оценка других является функцией отношения к себе. Э. Фромм энергично отстаивает эту точку зрения. Он считает, что способность любить других и реализация этой способности зависит от отношения к себе. Если человек воспринимает себя как достойного любви, он не боится возможности такого отрицательного подкрепления, как отвержение и изоляция во враждебном ему мире, поэтому он менее склонен к защитному поведению. Уважение к окружающим у индивида увеличивается, если они ведут себя по отношению к нему с позиции скорее положительного, чем отрицательного подкрепления, и наоборот (Э. Фромм, 1971). |