Существует и другая точка зрения на это явление, которая основывается на предположении, что оценка других является функцией отношения к себе. Э. Фромм энергично отстаивает эту точку зрения. Он считает, что способность любить других и реализация этой способности зависит от отношения к себе. Если человек воспринимает себя как достойного любви, он не боится возможности такого отрицательного подкрепления, как отвержение и изоляции во враждебном ему мире, поэтому он менее склонен к защитному поведению. Уважение к окружающим у индивида увеличивается, если они ведут себя по отношению к нему с позиции скорее положительного, чем отрицательного подкрепления, и наоборот (Э. Фромм, 1971) [213]. В ряде исследований социальные психологи получили результаты, прямо противоположные выводам Э. Фромма: чем ниже самооценка индивида, тем важнее для него положительное мнение окружающих, и тем выше он их оценивает. И наоборот, люди с высокой самооценкой гораздо меньше нуждаются в одобрении окружающих, меньше ориентируются на их мнение о себе и, следовательно, ниже их оценивают. Объяснение этих противоречивых результатов кроется в том, что исследователи оперировали разными составляющими эмоционально-ценностного отношения к себе. Если во втором случае во внимание бралась самооценка, то в первом случае рассматривается другое образование, которое предполагает не оценочное отношение к себе, а более интегративное понятие, которое и определяется собственно «Я-концепцией», да и самооценку не стоит рассматривать как только составляющую эмоционально-ценностного отношения к себе, в ней всегда можно выделить и когнитивную характеристику. В отечественной психологии при рассмотрении самооценки исследователи стремятся показать ее интегративный характер. Например, А.Г. Спиркин подчеркивает ее когнитивную функцию [198]. Самооценка в этом случае выступает как составляющая некоторого более широкого целого процесса самопознания (А.Г. Спиркин, 1972). 62 |
121 что результаты интегративной работы в сфере самопознания, с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностного отношения к себе, с другой, объединяются в особое образование самосознания личности — в ее самооценку. Но часто самооценка рассматривается только как составляющая эмоциональноценностного отношения к себе. У Джеймса У., например, самооценка — это, прежде всего, довольство или недовольство собой (У. Джеймс, 1922). Р. Уайли считает, что в основе эмоционально-ценностного отношения могут лежать расхождения между самооценкой индивида и оценкой его со стороны окружающих (Р. Уайли, 1974). Ученый рассматривает этот вопрос с точки зрения функционального и адаптивного научения и пытается установить причины явления. Исследователь считает, что формирование реального представления о себе, как и любого сложного понятия, трудно для некоторых индивидов. Более простые понятия лучше усваиваются и дольше сохраняются в памяти. Такие индивиды имеют упрощенное представление о себе и более примитивную самооценку, чем этого требуют обстоятельства, так как затрата сил выше определенного уровня становится для них отрицательным подкреплением. Существует и другая точка зрения на это явление, которая основывается на предположении, что оценка других является функцией отношения к себе. Э. Фромм энергично отстаивает эту точку зрения. Он считает, что способность любить других и реализация этой способности зависит от отношения к себе. Если человек воспринимает себя как достойного любви, он не боится возможности такого отрицательного подкрепления, как отвержение и изоляция во враждебном ему мире, поэтому он менее склонен к защитному поведению. Уважение к окружающим у индивида увеличивается, если они ведут себя по отношению к нему с позиции скорее положительного, чем отрицательного подкрепления, и наоборот (Э. Фромм, 1971). 122 В ряде исследований социальные психологи получили результаты прямо противоположные выводам Э. Фромма: чем ниже самооценка индивида, тем важнее для него положительное мнение окружающих и тем выше он их оценивает. И наоборот, люди с высокой самооценкой гораздо меньше нуждаются в одобрении окружающих, меньше ориентируются на их мнение о себе и, следовательно, ниже их оценивают. Объяснение этих противоречивых результатов кроется в том, что исследователи оперировали разными составляющими эмоционально-ценностного отношения к себе. Если во втором случае во внимание бралась самооценка, то в первом случае рассматривается другое образование, которое предполагает не оценочное отношение к себе, а более интегративное понятие, которое и определяется собственно «Л концепцией», да и самооценку не стоит рассматривать как только составляющую эмоционально-ценностного отношения к себе, в ней всегда можно выделить и когнитивную характеристику. В отечественной психологии при рассмотрении самооценки исследователи стремятся показать её интегративный характер. Например, А.Г. Спиркин подчеркивает ее когнитивную функцию. Самооценка в этом случае выступает как составляющая некоторого более широкого целого — процесса самопознания (А.Г. Спиркин, 1972). И.И. Чеснокова рассматривает самооценку как фиксацию результата познания себя, в ее эмоциональном компоненте выражается переживание того, что человек узнает в отношении себя (И.И. Чеснокова, 2977). М.И. Лисина определяет общую самооценку как целостное отношение ребенка к себе как любимому окружающими, важному для них или, напротив, незначимому существу (М.И. Лисина, 1997). Она предполагала характеризовать самооценку не количественно (насколько она высока), а качественно — каков её состав и окраска (положительная отрицательная, полная неполная и т.д.). Наряду с общей самооценкой ею была выделена конкретная самооценка — от |