Проверяемый текст
Кайгородов, Борис Владиславович; Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 70]

вида о происходящем в его собственном сознании» (Краткий психологический словарь, 1985) [104, с.
303].
В социально-психологической литературе под «рефлексией» понимают «размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие люди»
(А.А.
Смирнов, 1974) [196, с.
142].
Б.Г.
Ананьев определяет рефлексию как свойство характера, отражающее отношение к себе.
Это свойство является наиболее поздним и завершает структуру характера, обеспечивая его целостность
[9].
Н.И.
Гуткина, рассматривая личностную рефлексию, понимает
ее как исследование самим человеком своей аффективно-потребностной сферы, возникающее только в процессе общении, причем в основном в конфликтных ситуациях.
Она считает, что интеграция интроспекции и децентрации,
видимо, и есть тот феномен, который обозначается термином «рефлексия» [65].
Опираясь на работы Б.В.
Зейгарник, И.Н.
Семенова, С.Ю.
Степанова, Н.И.
Гуткиной,
исследователь М.К.
Тутушкина выделяет 3 формы рефлексии, различающиеся именно по объекту работы: рефлексия в области самосознания, рефлексия образа действия и рефлексия профессиональной деятельности.
Рефлексия буквально определяется как обращение в прошлое.
Обращаясь в прошлое, человек исследует себя: свои возможности, варианты действий, чувства, мысли, состояния.
По мнению исследователей, рефлексия выполняет
2 функции: конструктивную и контрольную [210].
Как видим, рефлексия противопоставляется процессу самосознания.
Это находит подтверждение в высказываниях о том, что рефлексия требует высокого уровня развития самосознания.

Самопонимание отмечается внутри самосознания и работает не только в общении, но и в предметной деятельности.
Самопонимание заявляет о себе с момента осознания себя, с появлением первых моментов структурированности «Я».
Самопонимание это образование смысла знаний о самом себе.
Рефлексия это когда сознание становится объектом самосознания.
В.В.
Знаков считает, что чем глубже рефлексия субъекта, чем обоснованнее внутренняя мотивация
70
[стр. 131]

130 ным вниманием исследователей.
Попробуем найти различия между этими понятиями.
Обратимся к некоторым определениям рефлексии.
В традиционном философском понимании рефлексия означает «процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании» (Краткий псих, словарь, 1985, с.
303.).
В социально-психологической литературе под «рефлексией» понимают размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие люди.

Б.Г.
Ананьев определяет рефлексию как свойство характера, отражающее отношение к себе.
Это свойство является наиболее поздним и завершает структуру характера, обеспечивая его целостность.

Н.И.
Гуткина, рассматривая личностную рефлексию, понимает
её как исследование самим человеком своей аффективно-потребностной сферы, возникающее только в процессе общения, причем, в основном, в конфликтных ситуациях.
О на считает, что интеграция интроспекции и децентрации,
по всей видимости, и есть тот феномен, который обозначается термином рефлексия (279).
Опираясь на работы Б.В.
Зейгарник, И.Н.
Семенова, С.Ю.
Степанова, Н.И.
Гуткиной,
М.К.
Тутушкина выделяет три формы рефлексии, различающиеся именно по объекту работы: рефлексия в области самосознания, рефлексия образа действия и рефлексия профессиональной деятельности.
Рефлексия буквально определяется как обращение в прошлое.
Обращаясь в прошлое, человек исследует себя: свои возможности, варианты действий, чувства, мысли, состояния.
По мнению исследователей, рефлексия выполняет
две функции: конструктивную и контрольную.
Как видим, рефлексия противопоставляется процессу самосознания.
Это находит подтверждение в высказываниях о том, что рефлексия требует высокого уровня развития самосознания.


[стр.,132]

131 Самопонимание отмечается внутри самосознания и работает не только в общении, но и в предметной деятельности.
Самопонимание заявляет о себе с момента осознания себя, с появлением первых моментов структурированности «Я».
Самопонимание — это образование смысла знаний о самом себе.
Рефлексия — это когда сознание становится объектом самосознания.
В.В.
Знаков считает, что чем глубже рефлексия субъекта, чем обоснованнее внутренняя мотивация
собственных поступков, тем отчетливее человек осознает, какую ответственность возлагает на себя, высказывая правду о другом человеке.
Мы считаем, что в процессе рефлексии происходит накопление внутреннего опыта, который и позволяет человеку более ясно, отчетливо и глубже понять самого себя.
Если в процессе самопознания задействована в основном когнитивная сфера человека, а в процессе самоотношения эмоциональная, то в самопонимании эти сферы туго переплетены и могут образовывать уровни самопонимания, но, в большей степени, они работают вместе и их сложно развести.
М ы считаем, что первоначально заявляют о себе ощущение и чувствование себя (это может происходить на основе «комфорта — дискомфорта», и на основе «удовлетворения — неудовлетворения»), а затем только — анализ, обобщение, вербализация того, что заложено во мне.
Но даже элементарное ощущение себя происходит в крайних случаях.
Человек не отдает себе постоянно отчет в том, как он, например, ест, сидит, спит и т.д.
Это возникает только в тех ситуациях, которые сопровождаются дискомфортом.
И эти ощущения, чувства и переживания человеку очень сложно выразить с помощью слов.
Как отмечал И.И.
Кон, это требует своего рода научного исследования.
Подтверждение взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сфер в процессе самопонимания мы находим у Ф.С.
Сафуанова.
Он отмечал, что разрыв между эмоционально смысловым и когнитивным опытом приводит к психопатии личности, Этот же разрыв может привести и к невротизации (Ф.
Перлз,

[Back]