ленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера. Выделяются уровни профессиональных деформаций: 1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников определенной профессии. 2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. 3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. Профессиональная деформация это социально-психологическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности. Кроме того, профессиональная деформация это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 1. Самопонимание это самостоятельный процесс в структуре самосознания, который имеет свои собственные характеристики, структуру, функции и особенности развития. Самопонимание зависит от предшествующего опыта человека, который фиксируется и интегрируется в различных составляющих «Я-концепции» личности человека. 2. В психологии личности в рамках гуманистического подхода самопонимание рассматривается как интраперсональный критерий личностного роста человека. Этот критерий рассматривается как наиболее точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая ре |
92 понентов самосознания, но и исследовать с позиции согласования продуктов самосознания и реальной действительности. Это, на наш взгляд, будет способствовать социальному созреванию личности человека. Самопонимание, как и понимание, зависит от предш ествую щ его опыта человека, которы й фиксируется и интегрируется в различных составляю щ их «Яконцепции» личности человека. Самопонимание, как лю бое психологическое явление, мож ет выступать как потребность, состояние, свойство, процесс. Ш ироко представлены исследования понимания в социальной психологии. Здесь понимание рассматривается как процесс, эффективно влияю щ ий на меж личностные отнош ения между лю дьми. П онимание рассматривается как перцептивный аспект общ ения (Бодалев А.А., 1986; П етровский А.В., Ярош евскийМ .Г ., 1998). А.В. П етровский и М .Г. Ярош евский рассматривали общ ение как понимание лю дьми друг друга. «П онять другого означает, в частности, осознать его отнош ение к себе как субъекту восприятия» (202, с. 295). «Самопонимание» как термин ш ироко представлен в практической психологии. В лю бы х программах, направленны х на развитие личности человека, на его личностны й рост, мы можем так или иначе отметить стремление психологов-практиков к развитию самопонимания, К сож алению , мы не встретили в них развернутого определения самопонимания. Н апример, акцент на развитие самопонимания делается в терапии творческим самовы раж ением (Бурно М.В., 1994). Это метод, предназначенный для углубленной помощ и дефензивиым пациентам, в том числе и с ипохондрическими расстройствами. Суть указанного метода в его полном виде заключается в том, что пациент в течение нескольких лет на специальны х занятиях изучает свои характерологические особенности, расстройства, для того, чтобы познать себя, других и, главное, понять-почувствовать достаточно глубоко себя в творчестве. «Это помогает пациенту осознать-нащ упать, открыть собственный, со 101 Согласно этой концепции, на детском этапе онтогенеза смена ведущ их видов деятельности, актуализирую щ их процессы социализации и индивидуализации, будет создавать сферы или основные оси, которые позволят ребенку понимать себя. У Грановской при четком представлении этапности развития самопонимания нет такой ж е четкости в разделении знания и самопонимания. В психологии личности, в рамках гуманистического подхода, самопонимание рассматривается как интраперсональный критерий личностного роста человека (Братченко C.JL, 1998). Э тот критерий рассматривается как наиболее точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (вклю чая реальные свои переж ивания, желания, мысли и т.д.); способность увидеть и услыш ать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей, защит; адекватная и гибкая «Я -концепция», чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирую щ ая опыт, сближ ение «Я реального» и «Я идеального». Человек, понимаю щ ий себя, достигает «акме» (А.А. Бодалев, 1998). Р. М эй вклю чил понимание себя в «свободу», определяю щ ую основной компонент личности. В некоторы х исследованиях самопонимание рассматривается как разбирательство в собственны х мотивах, потребностях, противоречиях, выделение зоны эмоциональны х проблем и своих сильных сторон (Г.Л. Лэндрет, 1994). Е.Б. Х асан предполагал, что самопонимание участвует в становлении идентификации (Е.Б. Х асан, 1996). Таким образом, сущ ествует много исследований, посвящ енны х изучению самопонимания в структуре самосознания. И сследователями изучается природа данного психологического явления, рассматривается динамика, отслеживаю тся связи с другими личностны ми характеристиками индивида. Но надо отметить, что до сих пор ещ е нет четко определенного осмы сления понятия «самопонимание». С ущ ественны м признаком самопонимания, на наш взгляд, будет яв |