В-третьих, традиционные методы обучения искусственно разделяют учебные дисциплины (разные предметы, педагоги, индивидуальные методы, требования), а в конверсатории содержание смежных дисциплин сочетается так, как оно используется в профессиональной деятельности. Наряду с деловым (профессиональным) аспектом для конверсатория характерно наличие другого аспекта, на первый взгляд противоположного ему игрового. В конверсатории органично реализуются формы игрового сознания. Л.С. Выготский трактовал игру как «царство произвольности, свободы и воображения» [56]. Игра это увеличительное стекло, в которое видится все будущее развитие. Человек в игре совершает прыжок над уровнем своего прошлого развития [31]. В игре человек свободно раскрыт в своих познавательных возможностях. Благодаря состоянию открытости, снятию эмоциональных и поведенческих стереотипов, ощущению внутренней свободы игровая по форме ситуация может стать педагогической по смыслу. Бинарность деловой игры выражается тем, что достижение игровых целей служит, вместе с тем, средством реализации целей .развития будущего специалиста, целей обучения и воспитания. Что касается субъекта взаимодействия, то в игре он выступает одновременно в трех фокусах: 1) в игровой роли (она определяется правилами игры); 2) в социальной функции, которая держится в рефлексивном плане и накладывает определенный отпечаток на игру (она определятся, социально-исторически, местом индивида в обществе); 3) в фокусе жизненной личностной позиции, которую субъект вырабатывает сам. Как особая реальность профессионального сознания деловая игра содержит события, которые воспринимаются играющими не только как искусственные (условные), но и как естественные, жизненные. Хотя в деловой игре участники следуют сценарию и правилам и принимают на себя игровые роли, они, тем не менее, живут в стихии тех событий и процессов, которые характерны для реального управления, обучения, исследования и т.д. Час |
135 как метода активного обучения позволяет повысить усвоение материала до 90% по сравнению с традиционной лекционной подачей материала, с усвоением не более 20% информации (171). По данным профессоров В.И.Рыбальского и Н.Б.Мироносецкого широкое использование деловых игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30-50% при большем эффекте усвоения учебного материала (там же). Процесс обучения при этом становится более творческим, увлекательным. Чем же отличаются занятия с использованием ДИ от традиционных занятий? В отличие от традиционных методов обучения деловая игра обладает определенными преимуществами, характеризующими ее как метод активного обучения. Во-первых, при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем использования в ДИ моделей реальных систем и имитации деятельности. Соответственно моделируемые профессиональные отношения обеспечивают как бы неизбежность включенности студента в имитируемую профессиональную среду, и соответственно, приобретение опыта профессиональных отношений. Во-вторых, эмоционально-творческий поисковый характер деловой игры способствует формированию у студентов профессиональных образов и ситуаций. В-третьих, традиционные методы обучения искусственно разделяют учебные дисциплины (разные предметы, педагоги, индивидуальные методы, требования), а в деловой игре содержание смежных дисциплин сочетается так, как оно используется в профессиональной деятельности. Наряду с деловым (профессиональным) аспектом для ДИ характерно наличие другого аспекта, на первый взгляд противоположного ему 136 игрового. В деловой игре органично реализуются формы игрового сознания. Известный советский психолог Л.С.Выготский трактовал игру как “царство произвольности, свободы и воображения” (85). Игра это увеличительное стекло, в которое видится все будущее развитие. Человек в игре совершает прыжок над уровнем своего прошлого развития (39). В игре человек свободно раскрыт в своих познавательных возможностях. Благодаря состоянию открытости, снятию эмоциональных и поведенческих стереотипов, ощущению внутренней свободы игровая по форме ситуация может стать педагогической по смыслу. Двуплановость деловой игры выражается тем, что достижение игровых целей служит вместе с тем средством реализации целей развития будущего специалиста, целей обучения и воспитания. Субъект в игре выступает одновременно в трех фокусах: 1) в игровой роли (она определяется правилами игры); 2) в социальной функции, которая держится в рефлексивном плане и накладывает определенный отпечаток на игру (она определятся социально-исторически, местом индивида в обществе); 3) в фокусе жизненной личностной позиции, которую субъект вырабатывает сам (84, с.54). Как особая реальность профессионального сознания деловая игра содержит события, которые воспринимаются играющими не только как искусственные (условные), но и как естественные, жизненные. Хотя в деловой игре участники следуют сценарию и правилам и принимают на себя игровые роли, они тем не менее живут в стихии тех событий и процессов, которые характерны для реального управления, обучения, исследования и т.д. Частично это связано с тем, что игра является самодостаточным (самоценным) видом жизнедеятельности, ее события и темы символичны, е логика конструктивна. Поэтому, играя, человек может какое-то время жить полностью игровыми событиями, причем эти события могут выступать знаками (символами) других внеигровых ситуаций. |