Проверяемый текст
Ефремова Светлана Николаевна. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов как условие профессионального становления будущего учителя (Диссертация 1997)
[стр. 102]

тично это связано с тем, что игра является самодостаточным (самоценным) видом жизнедеятельности, ее события и темы символичны, а логика конструктивна.
Поэтом}', играя, человек может какое-то время жить полностью игровыми событиями, причем эти события могут выступать знаками (символами) других вне-игровых ситуаций.

Бинарность игры несколько ограничивает свободу поведения играющих существующими в ней правилами.
Однако, вместе с тем, создающаяся неопределенность как бы провоцирует, подталкивает человека к принятию самостоятельных творческих решений, тем самым побуждая участников игры не только пользоваться готовыми алгоритмами, но и проявлять находчивость и инициативу в возможных вариантах поведения, в непредвиденной ситуации.
Воспитательное значение игры в этом плане состоит в том, что каждый участник игры получает объективную возможность экспериментировать
со своим поведением, исследовать альтернативные варианты решений, т.е.
игра не только разрушает субъективные барьеры (страх перед ответственностью за совершенную ошибку), но и способствует проявлению творческих способностей и инициативы участников игры.
Вместе с тем, степень свободы в
деловой игре определяется не только? внешними «рамками» игровой модели, но и особенностями индивидуального понимания и прочтения разными игроками одних и тех же правил игры (правила игры как текст и интерпретация).
«То, что игрок добровольно принял и затем освоил правила, не означает, что теперь его поведение однозначно определено.
Перед ним выбор, свободный в некоторых пределах.
Каждое решение игрока ограничивает прежде всего его собственные действия: Он как бы задает для самого себя, дополнение к правилам и может сделать это неоднократно, как и.
отменить некоторые из прежних ограничений.
Эти дополнения происходят в основном в рамках правил, но отчасти могут их затрагивать»
[102].
Таким образом, как инструмент познания деловая игра обладает важной особенностью: ее познавательные средства в большей степени, чем в обыч
[стр. 136]

136 игрового.
В деловой игре органично реализуются формы игрового сознания.
Известный советский психолог Л.С.Выготский трактовал игру как “царство произвольности, свободы и воображения” (85).
Игра это увеличительное стекло, в которое видится все будущее развитие.
Человек в игре совершает прыжок над уровнем своего прошлого развития (39).
В игре человек свободно раскрыт в своих познавательных возможностях.
Благодаря состоянию открытости, снятию эмоциональных и поведенческих стереотипов, ощущению внутренней свободы игровая по форме ситуация может стать педагогической по смыслу.
Двуплановость деловой игры выражается тем, что достижение игровых целей служит вместе с тем средством реализации целей развития будущего специалиста, целей обучения и воспитания.
Субъект в игре выступает одновременно в трех фокусах: 1) в игровой роли (она определяется правилами игры); 2) в социальной функции, которая держится в рефлексивном плане и накладывает определенный отпечаток на игру (она определятся социально-исторически, местом индивида в обществе); 3) в фокусе жизненной личностной позиции, которую субъект вырабатывает сам (84, с.54).
Как особая реальность профессионального сознания деловая игра содержит события, которые воспринимаются играющими не только как искусственные (условные), но и как естественные, жизненные.
Хотя в деловой игре участники следуют сценарию и правилам и принимают на себя игровые роли, они тем не менее живут в стихии тех событий и процессов, которые характерны для реального управления, обучения, исследования и т.д.
Частично это связано с тем, что игра является самодостаточным (самоценным) видом жизнедеятельности, ее события и темы символичны, е логика конструктивна.
Поэтому, играя, человек может какое-то время жить полностью игровыми событиями, причем эти события могут выступать знаками (символами) других внеигровых ситуаций.


[стр.,137]

137 Двуплановость игры несколько ограничивает свободу поведения играющих.
Однако, вместе с тем, создающаяся неопределенность как бы провоцирует, подталкивает человека к принятию самостоятельных творческих решений, тем самым побуждая участников игры не только пользоваться готовыми алгоритмами, но и проявлять находчивость и инициативу в возможных вариантах поведения, в непредвиденной ситуации.
Воспитательное значение игры в этом плане состоит в том, что каждый участник игры получает объективную возможность экспериментировать
во своим поведением, исследовать альтернативные варианты решений, т.е.
игра не только разрушает субъективные барьеры (страх перед ответственностью за совершенную ошибку), но и способствует проявлению творческих способностей и инициативы участников игры.
Вместе с тем, степень свободы в
ДИ определяется не только внешними “рамками” игровой модели, но и особенностями индивидуального понимания и прочтения разными игроками одних и тех же правил игры (правила игры как текст и интерпретация).
“То, что игрок добровольно принял и затем освоил правила, не означает, что теперь его поведение однозначно определено.
Перед ним выбор, свободный в некоторых пределах.
Каждое решение игрока ограничивает прежде всего его собственные действия.
Он как бы задает для самого себя дополнение к правилам и может сделать это неоднократно, как и отменить некоторые из прежних ограничений.
Эти дополнения происходят в основном в рамках правил, но отчасти могут их затрагивать”
(171).
Таким образом, как инструмент познания деловая игра обладает важной особенностью: ее познавательные средства в большей степени, чем в обычной
науке, включают человеческую субъективность, что является как источником больших возможностей, так и сложных проблем.
Деловая игра помогает раскрытию личностного потенциала студента: каждый участник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими

[Back]