Проверяемый текст
Носков Михаил Владимирович. Исследование психологических механизмов диалогизации педагогического общения (Диссертация 1999)
[стр. 21]

разрешения.
В результате «беспроблемная ясность», которая не вызывает никаких вопросов, практически недостижима.
Представляют также интерес теоретические обобщения значимости диалогических отношений и «внутреннего диалога» для зарождения творческой человеческой мысли в философских исследованиях В.С.
Библера
[14, 15], в которых прослеживается их психологическая ориентация.
Для нашего исследования является значимым мнение Г.Я.
Буша в книге «Диалогика и творчество» [27].
Термин В.С.
Библера «диалогика» автор понимает как общую науку о диалоге, которую связывает с творческим познанием мира.
Опираясь на философский фундамент, Г.Я.
Буш рассматривает строение, функции, типы диалогов, связывает диалогику с творческим познанием мира, которая восходит к временам Платона и Аристотеля, когда греческое слово
«диалектика» означало «искусство вести беседу или спор», «искусство ставить вопросы и давать ответы».
В зарубежной философской литературе также есть работы в области диалога и диалогических отношений.
Так, одним из первых, кто описал феномен диалога, был М.
Бубер
[163], который в статье «Что делать?» в книге «Я и Ты» выдвинул идею непосредственного общения между людьми путем чистосердечного диалога, объявлял диалогизм «новым мышлением» в противовес идеализму как философии «всеобщего субъекта» (В.Н.
Мясищев) [90].
М.
Бубер начал разработку категориальных понятий диалогизма, ключевыми категориями которого
он считал отношения «Я Ты» и «Я Оно».
Но интерперсональный диалог не отделен от социальности, а является средством социального общения, при этом личный контакт
«Я и Ты» представляет собой прямое, а общественная встреча косвенное интерперсональное общение.
Выдвигая диалогические отношения
«Я Ты», М.
Бубер его не абсолютизирует, отмечая, что кроме интимно-диалогического существует еще и когнитивно-практическое отношение
«Я Оно», необходимое для того, чтобы диалог мог осуществляться в утилитарно-практической сфере в ущерб
[стр. 32]

32 обсуждения и решения, противоречия, которые необходимо преодолеть, определенных различий в позициях двух сторон.
Даже диалог между единомышленниками по практическим, научно-теоретическим, а также житейским проблемам возможен, когда есть различия в их понимании или предполагаемых способах их решения.
При этом следует иметь в виду, что вопросы, заслуживающие обсуждения, возникают постоянно, поскольку закон развития человеческого мышления и познания состоит в том, что чем больше проблем решается, тем больше новых проблем, требующих разрешения, возникает.
“Беспроблемная ясность”, которая не вызывает никаких вопросов, практически недостижима.
Представляют также интерес теоретические обобщения значимости диалогических отношений и "внутреннего диалога” для зарождения творческой человеческой мысли в философских исследованиях В.С.
Библера
и А.А.
Брудного, в которых прослеживается их психологическая ориентация.
Интересно, на наш взгляд, мнение Г.
Я.Буша в книге “Диалогика и творчество” [50].
Термин В.С.Библера “диалогика” автор понимает как общую науку о диалоге, которую связывает с творческим познанием мира.
Опираясь на философский фундамент, Г.Я.
Буш рассматривает строение, функции, типы диалогов, связывает диалогику с творческим познанием мира, которая восходит к временам Платона и Аристотеля, когда греческое слово
“диалектика” означало “искусство вести беседу или спор”, “искусство ставить вопросы и давать ответы”.
В зарубежной философской литературе также есть работы в области диалога и диалогических отношений.
Так, одним из первых, кто описал феномен диалога, был М.
Бубер,
который в статье “Что делать?“ в книге “Я и Ты” [234] выдвинул идею непосредственного общения между людьми путём чистосердечного диалога, объявлял диалогизм “новым мышлением” в противовес идеализму как философии “всеобщего субъекта” [133].
М.
Бубер начал разработку категориальных понятий диалогизма, ключевыми категориями которого


[стр.,33]

33 он считал отношения “Я Ты” и “Я Оно”.
Но интерперсональный диалог не отделен от социальности, а является средством социального общения, при этом личный контакт
“Я и Ты” представляет собой прямое, а общественная встреча косвенное интерперсональное общение.
Выдвигая диалогические отношения
“Я Ты”, М.
Бубер его не абсолютизирует, отмечая, что кроме интимно-диалогического существует еще и когнитивно-практическое отношение
“Я Оно”, необходимое для того, чтобы диалог мог осуществляться в утилитарно-практической сфере в ущерб своему высшему предназначению.
В своих исследованиях А.
Теста, С.
Джурард в качестве особенности диалогического взаимодействия выделяют интимность диалогической коммуникации.
Спонтанно возникающее отношение “Я ТЫ”, своеобразное целостное восприятие другого человека, которое переживается как внезапное изменение точки зрения и ощущения иного бытия, как самостоятельного, подлинного, неискаженного, является основой диалога.
Но это отношение крайне неустойчиво и исчезает при возникновении малейшего познавательного или оценочного компонента в реакции на другого.
Проблема диалогического отношения ставится в психологии и достаточно широко, включая не только собственно общение, но и проблематику становления личности и функций “другого” в развитии человеческого “Я”.
1.3.
Отечественные и зарубежные исследования диалога 1.3.1.
Виды и уровни общения Представление о диалогическом общении и его формирующей роли в развитии личности будет, в значительной мере, абстракцией, пока мы не обратимся к рассмотрению видов и уровней общения.
Следует отметить, что общения в чистом, “лабораторном” виде, которое бы сводилось просто к психическим контактам, в реальной жизни просто не существует.
Общение людей всегда так или иначе “окрашено” ценностно, эмоционально; оно происходит в обществе с присущими ему обычаями, нор

[Back]