Проверяемый текст
Носков Михаил Владимирович. Исследование психологических механизмов диалогизации педагогического общения (Диссертация 1999)
[стр. 22]

своему высшему предназначению.
В своих исследованиях А.
Теста, С.
Джурард в качестве особенности диалогического взаимодействиявыделяют интимность диалогической коммуникации: Спонтанно возникающее отношение
«Я ТЫ», своеобразное целостное восприятие другого человека, которое переживается как внезапное изменение точки зрения и ощущения иного бытия, как самостоятельного, подлинного, неискаженного, является основой диалога.
Но это отношение крайне неустойчиво и исчезает при возникновении малейшего познавательного или оценочного компонента в реакции на другого.
Проблема диалогического отношения ставится в психологии
достаточно широко, включая не только собственно общение, но и проблематику становления личности и функций «другого» в развитии человеческого «Я».
Представление о диалогическом общении и его роли в развитии личности будет, в значительной мере, абстракцией, пока мы не обратимся к рассмотрению видов и уровней общения.
Следует отметить, что общения в чистом,
«лабораторном» виде, которое, бы сводилось просто к психическим контактам, в реальной жизни просто не существует.
Общение людей всегда так или иначе
«окрашено» ценностно* эмоционально; оно происходит в обществе с присущими ему обычаями, нормами, нравами, которые существенно влияют на форму, а через нее и на содержание общения.
Одинаково немыслимы как общение вне нравственности, так и нравственность вне общения.
Только с помощью общения люди внедряют нравственные нормы, определяют границы допустимого поведения; выражают нравственные ценности, идеалы и воззрения, осуществляют соответствующий контроль этого поведения.

Нами выяснено, что общение, в частности, ег о вербальная форма говорение, или обмен словами, является не только общечеловеческой потребностью* но также и нормой, принятой во всех обществах (в различных субкультурах варьируется лишь количественная характеристика сколько, с кем и когда допустимо говорить).
Стандартная ситуация: когда два человека оказываются в одном помещении, у обоих возникает ощущение, что
«надо что-то
[стр. 33]

33 он считал отношения “Я Ты” и “Я Оно”.
Но интерперсональный диалог не отделен от социальности, а является средством социального общения, при этом личный контакт “Я и Ты” представляет собой прямое, а общественная встреча косвенное интерперсональное общение.
Выдвигая диалогические отношения “Я Ты”, М.
Бубер его не абсолютизирует, отмечая, что кроме интимно-диалогического существует еще и когнитивно-практическое отношение “Я Оно”, необходимое для того, чтобы диалог мог осуществляться в утилитарно-практической сфере в ущерб своему высшему предназначению.
В своих исследованиях А.
Теста, С.
Джурард в качестве особенности диалогического взаимодействия выделяют интимность диалогической коммуникации.
Спонтанно возникающее отношение
“Я ТЫ”, своеобразное целостное восприятие другого человека, которое переживается как внезапное изменение точки зрения и ощущения иного бытия, как самостоятельного, подлинного, неискаженного, является основой диалога.
Но это отношение крайне неустойчиво и исчезает при возникновении малейшего познавательного или оценочного компонента в реакции на другого.
Проблема диалогического отношения ставится в психологии
и достаточно широко, включая не только собственно общение, но и проблематику становления личности и функций “другого” в развитии человеческого “Я”.
1.3.
Отечественные и зарубежные исследования диалога 1.3.1.
Виды и уровни общения Представление о диалогическом общении и его формирующей роли в развитии личности будет, в значительной мере, абстракцией, пока мы не обратимся к рассмотрению видов и уровней общения.
Следует отметить, что общения в чистом,
“лабораторном” виде, которое бы сводилось просто к психическим контактам, в реальной жизни просто не существует.
Общение людей всегда так или иначе
“окрашено” ценностно, эмоционально; оно происходит в обществе с присущими ему обычаями, нор

[стр.,34]

34 мами, нравами, которые существенно влияют на форму, а через неё и на содержание общения.
Одинаково немыслимы как общение вне нравственности, так и нравственность вне общения.
Только с помощью общения люди внедряют нравственные нормы, определяют границы допустимого поведения, выражают нравственные ценности, идеалы и воззрения, осуществляют соответствующий контроль этого поведения.

Общение, в частности, его вербальная форма говорение, или обмен словами, является не только общечеловеческой потребностью, но также и нормой, принятой во всех обществах (в различных субкультурах варьируется лишь количественная характеристика сколько, с кем и когда допустимо говорить).
Стандартная ситуация: когда два человека оказываются в одном помещении, у обоих возникает ощущение, что
“надо что-то сказать”, хотя, возможно, в чисто информационном смысле этим двум людям и нечего сообщить друг другу.
Тем не менее, необходимость начать разговор представляется настолько настоятельной, что в большинстве случаев начинается так называемый “разговор ни о чем”, или контакт ради контакта, который фактически сводится к констатации каждым из участников общения факта, что он есть, существует.
Таким образом, в межличностном общении можно выделить первую, начальную ступень, или уровень это общение ради общения, выражающую глубинную потребность человеческих существ друг в друге, когда участники общения просто обмениваются знаками, не несущими особо ценной информации как в коммуникативном, так и в ценностном смысле.
Тем не менее, эта ступень является обязательной и как бы в снятом виде присутствует на всех остальных ступенях, где взаимодействия более сложные и несут более богатую информационную и смысловую нагрузку, например, в нравственном общении, где происходит обмен нравственными ценностями.
Следует говорить, что взятое обозначение данного явления “общение ради общения” часто употребляется в другом, более широком смысле как дружеские контакты, имеющие своей целью сам процесс душевного сближения с близким человеком”

[Back]