В трудах Е.Ф. Будде [24], Е.Д. Поливанова [105] Л.В. Щербы [151] дается анализ особенностей диалога и диалогической речи, который еще не носил характера систематических исследований. В лингвистике под диалогом понимается функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между' собеседниками О.С. Ахманова [6]. Изучение диалога здесь развивается по пути углубления его содержания: от внешней последовательности произносимых тестов, через понимание функций высказываний, к пониманию диалога как языковой системы, отражающей конкретное взаимодействие людей З.В. Валюсинская [28]. Одной из наиболее разработанных теорий диалога, по нашему мнению, является концепция М.М. Бахтина. Она раскрывает два значения понятия «диалог». Мы полностью разделяем точку зрения автора о том, что диалог это прежде всего некоторая общечеловеческая реальность, с одной стороны, предпосылка, изначальное условие человеческого сознания и самосознания «мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера бытия этого сознания.., недоступные во всей глубине и специфичности монологическому художественном}' подходу» [8, с. 6], и, с другой стороны, основная форма их реализации. В целом анализ вышеприведенной литературы позволяет сделать вывод: диалог высшая ступень межличностного общения. В то же самое время — эго сложное и многоаспектное явление. В следующем параграфе мы предпримем попытку более подробного рассмотрения понятия «диалог», предложив в качестве рабочего определение «диалогическое взаимодействие». 1.2. Содержание понятия «диалогическое взаимодействие» Учитывая, что теория диалога связана с широким кругом проблем философии, мы прежде всего обратились к философской литературе. Обращение к трудам философов показало, что проблема диалога, диалогических отношений уходит в далекое прошлое. Понятие «диалог» в философию впервые введено Сократом [59], у кого |
47 В лингвистике под диалогом понимается функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками [16, с. 152]. Изучение диалога здесь развивается по пути углубления его содержания: от внешней последовательности произносимых тестов, через понимание функций высказываний, к пониманию диалога как языковой системы, отражающей конкретное взаимодействие людей [51]. Одной из наиболее разработанных теорий диалога является теория М.М. Бахтина, признающего, прежде всего, тот весьма специфический и основательно им изученный тип диалога, который он открыл в художественных произведениях Ф.М. Достоевского. Эго действительно предельно напряженный, весьма развернутый и все пронизывающий диалог. Выявляя особенности художественного метода Ф.М. Достоевского, М.М. Бахтин отмечает особый способ представления Ф.М. Достоевским внутреннего мира своих героев, который состоит в том, что читателю представляется не совокупность идей, как нечто нейтральное, завершенное, окончательное, а столкновение личностных содержаний героев друг с другом в специфическом взаимодействии, “большом диалоге”, имеющем различные формы (различные диалогические отношения). В концепции М.М. Бахтина раскрывается два значения понятия “диалог”. Прежде всего, диалог как некоторая общечеловеческая реальность, с одной стороны, предпосылка, изначальное условие человеческого сознания и самосознания “мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера бытия этого сознания..., недоступные во всей глубине и специфичности монологическому художественному подходу” [18, с. 6], и, с другой стороны, как основная форма их реализации. Здесь личность является участником глобального диалога. “Все в рамках Ф.М. Достоевского сводится к диалогу, к диалогическому противостоянию как к своему центру. Все средство, диалог цель. Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает. Два голоса минимум жизни, минимум бытия” [18, с.434]. В этом универсальном своем значении понятие диалога не может рассматриваться в терминах количественных, как не |