Проверяемый текст
Сазонова Ольга Константиновна. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета (Диссертация 2000)
[стр. 30]

рого диалог сделался основным методом нахождения истины.
По его мнению, диалог есть форма проникновения людей друг в друга через познание предмета.
Более того, он считал, что диалог есть способ духовного возрождения, так как в процессе диалога происходит
«припоминание» того, что заложено в человеке «бессмертной душой».
Говоря современным языком, сократический диалог является мощным воспитательным средством, в процессе которого осуществляется развитие сущностных сил человека.
Мы считаем, что в диалоге Сократа можно выявить
ряд характеристик, которые отражают его сущность: равенство партнеров, общение на основе субъект-субъектного взаимодействия, эмоциональная включенность общающихся; рождение нового знания относительно предмета обсуждения; взаимопроникновение и взаимопонимание; сотворчество; единство целей, нравственное преобразование взаимодействующих.
На наш взгляд, в сократическом диалоге находят отражение принципы, обуславливающие гуманистический характер общения людей.
Анализ философской литературы обнаружил, что проблема диалога, диалогических отношений с особой силой актуализируется в эпоху Возрождения.
Философы этого периода (Г.
Галилей
[41], Н.
Кузанский [67] и др.) продолжают традиции античной философии, представляя свои воззрения в форме диалогов.
В их понимании диалог являлся, во-первых, способом
философствования, а во-вторых, выступал феноменом, отражающим связь двух времен античности и позднего Средневековья (диалог двух культур).
Новый период развития диалогики обнаруживается на рубеже
ХУШ-Х1Х веков в трудах Ф.
Гемстергойса, Ф.
Шлейермахера
[57].
Так , голландский мыслитель Ф.
Гемстергойс
[57] поставил в центре своего внимания отношение человека к человеку, Я к другому Я! Такая постановка вопроса побудила философа искать те духовные механизмы человека, которые ответственны за форму и характер общения.
Он предлагает рассматривать общение (равноправное общение) как средство нравственной самореализации людей.
Развивая идеи Ф.
Гемстергойса,
немецкий ученый Ф.
Шлейермахер в
[стр. 15]

15 Действительно диалог едва ли не уникальное поле научной деятельности, где сотрудничают ученые самых различных областей знаний.
Учитывая, что теория диалога связана с широким кругом проблем философии, мы прежде всего обратились к философской литературе.
Обращение к трудам философов показало, что проблема диалога, диалогических отношений уходит в далекое прошлое.
Понятие “диалог” в философию впервые введено Сократом /74/, у которого диалог сделался основным методом нахождения истины.
По его мнению, диалог есть форма проникновения людей друг в друга через познание предмета.
Более того, он считал, что диалог есть способ духовного возрождения, так как в процессе диалога происходит
“припоминание” того, что заложено в человеке “бессмертной душой”.
Говоря современным языком, сократический диалог является мощным воспитательным средством, в процессе которого осуществляется развитие сущностных сил человека.
Мы считаем, что в диалоге Сократа можно выявить
такие характеристики, которые отражают его сущность: равенство партнеров / общение на основе субъект субъектного взаимодействия, эмоциональная включенность общающихся; рождение нового знания относительно предмета обсуждения; взаимопроникновение и взаимопонимание; сотворчество; единство целей, нравственное преобразование взаимодействующих.
На наш взгляд, в сократическом диалоге находят отражение принципы, обуславливающие гуманистический характер общения людей.
Анализ философской литературы обнаружил, что проблема диалога, диалогических отношений с особой силой актуализируется в эпоху Возрождения.
Философы этого периодаГ.
Галилей
/45/, Н.
Кузанский /89/ и др.
продолжают традиции античной философии, представляя свои воззрения в форме диалогов.
В их понимании диалог являлся, во-первых, спосо


[стр.,16]

16 бом философствования, а во-вторых, выступал феноменом, отражающим связь двух временантичности и позднего Средневековья /"диалог двух культур”/.
Новый период развития диалогики обнаруживается на рубеже
18-19 веков в трудах Ф.
Гемстергойса, Ф.
Шлейермахера
/69/.
Так , голландский мыслитель Ф.
Гемстергойс
/69/ поставил в центре своего внимания отношение человека к человеку, я к другому Я.
Такая постановка вопроса побудила философа искать те духовные механизмы человека, которые ответственны за форму и характер общения.
Он предлагает рассматривать общение /равноправное общение/ как средство нравственной самореализации людей.
Развивая идеи Ф.
Гемстергойса
/69/, немецкий ученый Ф.
Шлейермахер в своем исследовании об индивидуальном, как высшем проявлении реальности, и об общении индивидов, как единственном способе связи уникальных существ, утверждает, что самосознание личности формируется только в соотнесении с сознанием другого, то есть диалог у него выступает способом самосознания и самоосознания человека.
Интересен взгляд на проблему диалога Л.
Фейербаха /168/, который впервые предложил не искать человеческую сущность в самом человеке.
Он утверждал, что человеческая сущность лежит вне его, она лежит в общении, в единстве человека с человеком.
Философ отмечал, что человек для себя является человеком в обычном смысле.
В общении с другим человеком, в единстве Я и Ты, человек есть гармония, любовь.
Таким образом, у Л.
Фейербаха мы находим своеобразную формулу диалога: диалог любовь сущность бытия человека.
В начале XX века исследование диалога стало центральным в ряде философско-эстетических и психологических учений, в частности, в трудах Г.
Марселя /69/, К.
Ясперса /197/ и других представителей экзистенциально-философской мысли, а также в работах русских философов, в ча

[Back]