Проверяемый текст
Сазонова Ольга Константиновна. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета (Диссертация 2000)
[стр. 32]

самому себе является не кратчайшим, а, наоборот, длинным, проходящим через партнера и через мир» [23, с.
17].
Другими словами, диалог оказывается сущностной характеристикой бытия человека.
К.
Ясперс
[161] из различных взаимосвязей людей выделил подлинную коммуникацию, называя ее экзистенциальной коммуникацией (М.
Бубер такую взаимосвязь людей называет диалогом), считая, что она является некоторой совокупностью отношений, основывающихся на
«взаимности», «равности уровней», «становлении открытости», «любящей борьбе», т.е.
на глубоких личностных отношениях, в противовес анонимным и утилитарным.
Мы полагаем,
М.
Бубер и К.
Ясперс рассматривают диалог в качестве средства духовного единения, неким высшим смыслом жизни.

Диалог и диалогические отношения по праву считаются
основой всего творчества философа, культуролога, литературоведа М.М.
Бахтина.
Работа с литературными текстами, в частности, анализ творчества Ф.М.
Достоевского, позволил ученому сформировать представление о диалоге в различных аспектах.

«Диалогические отношения...
это почти универсальное явление, пронизывающее...
все отношения человеческой жизни» [8, с.
353].
Диалог, по
мнению М.М.
Бахтина, не просто средство, а само бытие человека:
«Быть значит общаться диалогически...
Диалог это спор, конфронтация, поиск истины, однако истины событийной, контекстовой.
Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает.
Два голоса минимум жизни, минимум бытия» [8, с.
264].
Суть мысли М.М.
Бахтина состоит в отношении одного сознания к другому сознанию именно как к другому.
С этим связана идея о
«вненаходимости» собеседников в диалоге.
Такое отношение к другому дает одновременно и определенность
«своего места» как единственного и неповторимого.
Как полагает М.М.
Бахтин, для того чтобы предметно-смысловые отношения стали диалогическими, они должны стать словом, высказыванием и получить автора.

«Слово» в понимании М.
Бахтина это высказывание, выражение автор
[стр. 17]

17 стности М..М.
Бахтина /8/ и А.А Ухтомского /167/.
Эта тема звучит и в наши годы в произведениях ВС.
Библера /17/, М.С.
Кагана /69/, Б.А.
Брунова /64/ и других.
Таким образом, проблематика общения, диалога, диалогических отношений появляется в период, характеризующийся приоритетом гуманистических отношений в обществе и, как показало исследование, находится в постоянном развитии.
Центральным звеном учения израильского мыслителя М.
Бубера выступает диалог, который рассматривается им как сущностная характеристика бытия человека /34/.
По его мнению, человек ничего не может сказать о себе, не соотнеся себя с другим.
Идея абсолютной равнозначности “Я” и “Ты” главная идея его философских воззрений.
Вместе с тем М.
Бубер указывал, что “Я” и “Ты” не слияемы, ибо это привело бы к прекращению такой связи.
По этому поводу философ писал: ”Для каждого из партнеров диалога путь к самому себе является не кратчайшим, а, наоборот, длинным, проходящим через партнера и через мир “/34,с.17/.
Другими словами, диалог оказывается сущностной характеристикой бытия человека.
К.
Ясперс
/198/ из различных взаимосвязей людей выделяет “подлинную” коммуникацию, называя ее, экзистенциальной коммуникацией /М.
Бубер такую взаимосвязь людей называет диалогом/, считая, что она является некоторой совокупностью отношений, основывающихся на
“взаимности”, “равности уровней”, “становлении открытости”, любящей борьбе”, то есть на глубоких личностных отношениях, в противовес анонимным и утилитарным.
Мы полагаем,
что М.
Бубер и К.
Ясперс рассматривают диалог в качестве средства духовного единения, неким высшим смыслом жизни.


[стр.,18]

18 Диалог и диалогические отношения по праву считаются героями всего творчества философа, культуролога, литературоведа ММ.
Бахтина.
Работа с литературными текстами, в частности, анализ творчества Ф.М.
Достоевского, позволил ученому сформировать представление о диалоге в различных аспектах.

“Диалогические отношения ...
это почти универсальное явление, пронизывающее ...
все отношения человеческой жизни” /8,с.353/.
Диалог, по
мысли М.М.
Бахтина, не просто средство, а само бытие человека.

“Быть значит общаться диалогически ...
Диалог это спор, конфронтация, поиск истины, однако истины событийной, контекстовой.
Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает.
Два голоса минимум жизни, минимум бытия” /8,с.264/.
Суть мысли М.М.
Бахтина состоит в отношении одного сознания к другому сознанию именно как к другому.
С этим связана идея о
“вненаходимости” собеседников в диалоге.
Такое отношение к другому дает одновременно и определенность
“своего места” как единственного и неповторимого.
Как полагает М.
Бахтин, для того чтобы предметно смысловые отношения стали диалогическими, они должны стать словом, высказыванием и получить автора.

“Слово” в понимании М.
Бахтина это высказывание, выражение авторской
позиции по какому либо вопросу.
Наделение “авторством” и есть то самое “облечение” в слово, которое является условием диалогической реакции.
М.М.
Бахтин указывает на условия возникновения диалогических отношений.
Они возникают между личностными содержаниями общающихся субъектов, которые проявляются в их отношениях к какому либо объекту.
Заметим, что сама по себе информация еще не является полноценным высказыванием.
Для того, чтобы определить возможности диалога,

[Back]