Проверяемый текст
Сазонова Ольга Константиновна. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета (Диссертация 2000)
[стр. 33]

ской позиции по какому-либо вопросу.
Наделение
«авторством» и есть то самое «облечение» в слово, которое является условием диалогической реакции.
М.М.
Бахтин указывает на условия возникновения диалогических отношений.
Они возникают между личностными содержаниями общающихся субъектов, которые проявляются в их отношениях к какому-либо объекту.
Заметим, что сама по себе информация еще не является полноценным высказыванием.
Для того чтобы определить возможности диалога,
представим высказывание, структурно выделив два основных элемента, диктум и модус (схема высказывания, предложенная швейцарским' лингвистом Ш.
Балли [7]).
Диктум высказывания это основное содержание высказывания, собственно информация об объекте.
Модус выражение модальности, отношения субъекта к содержанию; Ш.
Балли утверждал, что нельзя придавать какой-либо смысл высказыванию, если в нем не обнаружено хоть какое-либо значение модальности.
В диалоге, который исследует М.М.
Бахтин, модальный стимул с неизбежностью вызывает ответную реакцию:
«Два воплощенных смысла не могут лежать рядом друг с другом, как две вещи, они должны внутренне соприкасаться, то есть вступать в смысловую связь» [8, с.
214].
Диалогические отношения с неизбежностью устанавливаются между двумя осмысленными позициями, двумя
«смыслами», направленными на один предмет.
Именно поэтому модальный диалог М.М.
Бахтина
«принципиально нескончаем».
«Потенциальная бесконечность диалога...
сама по себе решает вопрос о том, что такой диалог не может быть сюжетным в строгом смысле этого слова, ибо сюжетный диалог
таюке стремится к концу, как и само сюжетное событие...» [10, с.
289].
М.М.
Бахтин делает существенный для нашего исследования методологический вывод: «Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она ответно и свободно открывает себя» [9, с.
80], то есть личность как таковая не может быть объектом изучения, она может лишь стать субъектом диалогического обращения, для которого другой не «Он» и не «Я», а полноценное «Ты».
[стр. 18]

18 Диалог и диалогические отношения по праву считаются героями всего творчества философа, культуролога, литературоведа ММ.
Бахтина.
Работа с литературными текстами, в частности, анализ творчества Ф.М.
Достоевского, позволил ученому сформировать представление о диалоге в различных аспектах.
“Диалогические отношения ...
это почти универсальное явление, пронизывающее ...
все отношения человеческой жизни” /8,с.353/.
Диалог, по мысли М.М.
Бахтина, не просто средство, а само бытие человека.
“Быть значит общаться диалогически ...
Диалог это спор, конфронтация, поиск истины, однако истины событийной, контекстовой.
Один голос ничего не кончает и ничего не разрешает.
Два голоса минимум жизни, минимум бытия” /8,с.264/.
Суть мысли М.М.
Бахтина состоит в отношении одного сознания к другому сознанию именно как к другому.
С этим связана идея о “вненаходимости” собеседников в диалоге.
Такое отношение к другому дает одновременно и определенность “своего места” как единственного и неповторимого.
Как полагает М.
Бахтин, для того чтобы предметно смысловые отношения стали диалогическими, они должны стать словом, высказыванием и получить автора.
“Слово” в понимании М.
Бахтина это высказывание, выражение авторской позиции по какому либо вопросу.
Наделение
“авторством” и есть то самое “облечение” в слово, которое является условием диалогической реакции.
М.М.
Бахтин указывает на условия возникновения диалогических отношений.
Они возникают между личностными содержаниями общающихся субъектов, которые проявляются в их отношениях к какому либо объекту.
Заметим, что сама по себе информация еще не является полноценным высказыванием.
Для того, чтобы определить возможности диалога,


[стр.,19]

19 представим высказывание, структурно выделив два основных элемента, диктум и модус /схема высказывания, предпоженая швейцарским лингвистом Ш.
Балли/16/ .
Диктум высказывания это основное содержание высказывания, собственно информация об объекте.
Модус выражение модальности, отношения субъекта к содержанию.
Ш.
Балли утверждал, что нельзя придавать какой-либо смысл высказыванию, если в нем не обнаружено хоть какое-либо значение модальности.
В диалоге, который исследует М.М.
Бахтин, модальный стимул с неизбежностью вызывает ответную реакцию:
“Два воплощенных смысла не могут лежать рядом друг с другом, как две вещи, они должны внутренне соприкасаться, то есть вступать в смысловую связь /8, с.214/.
Диалогические отношения с неизбежностью устанавливаются между двумя осмысленными позициями, двумя
“смыслами” направленными на один предмет.
Именно поэтому модальный диалог М.М.
Бахтина
“ принципиально нескончаем”.
“Потенциальная бесконечность диалога ...
сама по себе решает вопрос о том, что такой диалог не может быть сюжетным в строгом смысле этого слова, ибо сюжетный диалог
также стремится к концу, как и само сюжетное событие ...”/9,с.289/.
М.М.
Бахтин делает существенный методологический вывод: “Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она ответно и свободно открывает себя” то есть личность как таковая не может быть объектом изучения, она может лишь стать субъектом диалогического обращения, для которого другой не “Он” и не “Я”, а полноценное “Ты” /10,с.80/.
Мы считаем, что теория диалога М.М.
Бахтина дает основу для раскрытия природы диалогической культуры.
Русский физиолог А.А.
Ухтомский /167/ так же, как и М.
Бахтин, считал, что личность может существовать в общении, но в общении особого рода, которое он называет доминантной на собеседника.
В противо

[Back]