Проверяемый текст
Ефремова Светлана Николаевна. Взаимодействие преподавателей и студентов младших курсов как условие профессионального становления будущего учителя (Диссертация 1997)
[стр. 51]

представляется рассмотрение его А.А.
Зиновьевым: «не как систему последовательно сменяющихся друг друга воздействий, а как специфическую систему межличностного взаимодействия» [53, с.
77].
Итак, исследование отношений «субъект-объект» раскрывает лишь одну сторону жизнедеятельности индивида.
Другая его сторона это взаимодействие индивида с другими людьми.
В современной педагогике различные аспекты общения, и межличностного взаимодействия фундаментально разрабатывались Ю.П.
Азаровым, Ю.К.
Бабанским,
Т.Е.
Конниковой, Н.В.
Кузьминой, Я.Л.
Коломинским, А.А.
Леонтьевым, А.В.
Мудриком, Х.И.
Лийметсом, В.А.
Кан-Каликом, Ю.Н.
Кулюткиным, Г.И.
Щукиной.
При этом межличностное взаимодействие чаще всего понимается как «частный или публичный , вербальный или невербальный, случайный или преднамеренный личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимное изменение их поведения, деятельности, отношения, установок», в узком смысле «система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных с циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных»
[98, с.
53].
Большинство исследователей придерживается точки зрения, согласно которой общение является взаимодействием.
Специфика тех или иных видов взаимодействия определяется свойствами участвующих в ней предметов, явлений и т.д., которые в этом взаимодействии проявляются.
В общении людей, в отличие от любых других видов взаимодействия, проявляются те свойства, которые характеризуют их как субъектов, психологические качества людей.
Конечно, это не значит, что общение представляет собой некоторый чисто «духовный контакт», «сферу взаимодействия сознаний», независимую от практического отношения индивида к окружающему миру, как считал, например,
Э.
Дюркгейм.
Оно вплетено в практическую деятельность людей и только в этих условиях реализуются его функции.
[стр. 30]

30 свою деятельность друг на друга.
Объектом их совместной деятельности, включая общение, могут быть в принципе любые предметы и явления.
При исследовании программы общения мы сталкиваемся с проблемой соотношения индивидуальных программ общения его участников и приходим к выводу, что в ходе самого общения формируется некоторая совместная общая программа, оказывающаяся весьма динамичной.
Отмеченные трудности проявляются и тогда, когда мы пытаемся в коммуникативной деятельности вычленить ее "составляющие" действия.
При анализе отдельного действия кого либо из участников процесса общения обнаруживается его неразрывная связь с действиями партнера.
Эти действия выступают как сопряженные и обладающие специфическим качеством, которое можно было бы назвать обратимостью.
В условиях общения формируется как бы некоторый общий механизм, объединяющий действия партнеров общения.
Наконец, результат общения также трудно отнести только к какомулибо одному из общающихся индивидов, он является совместным.
Таким образом, даже самый приблизительный психологический анализ процесса общения показывает ограниченность подхода к общению как к одному из видов деятельности.
Рассмотрение общения только в плане воздействия одного партнера на другого не раскрывает структуру и динамику этого явления.
Целесообразным представляется рассмотрение его "не как систему последовательно сменяющихся друг друга воздействий, а как специфическую систему межличностного взаимодействия"(179, с.77).
Итак, исследование отношений "субъект-объект" раскрывает лишь одну сторону жизнедеятельности индивида.
Другая его сторона это взаимодействие индивида с другими людьми.
В современной педагогике различные аспекты общения и межличностного взаимодействия фундаментально разрабатывались Ю.П.
Азаровым, Ю.К.Бабанским,


[стр.,31]

3! Т.Е.Конниковой, Н.В.Кузьминой, Я.Л.Коломинским, А.А.Леонтьевым, А.В.Мудриком, Х.И.Лийметсом, В.А.Кан-Каликом, Ю.Н.Кулюткиным, Г.И.Щукиной.
При этом межличностное взаимодействие чаще всего понимается как "частный или публичный , вербальный или невербальный, случайный или преднамеренный личный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимное изменение их поведения, деятельности, отношения, установок", в узком смысле "система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных с циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных"
(169, с.53).
Большинство исследователей придерживается точки зрения, согласно которой общение является взаимодействием.
Специфика тех или иных видов взаимодействия определяется свойствами участвующих в ней предметов, явлений и т.д., которые в этом взаимодействии проявляются.
В общении людей, в отличие от любых других видов взаимодействия, проявляются те свойства, которые характеризуют их как субъектов, психологические качества людей.
Конечно, это не значит, что общение представляет собой некоторый чисто "духовный контакт", "сферу взаимодействия сознаний", независимую от практического отношения индивида к окружающему миру, как считал, например,
Дюркгейм.
Оно вплетено в практическую деятельность людей и только в этих условиях реализуются его функции.

Многие исследователи полагают, что суть межличностного общения представляет собой обмен.
Предметом общения, как специфической формы взаимодействия индивида с другими людьми, могут быть как представления, мысли, чувства, черты характера (131), так и ценности и другие индивидуально-личностные образования.
В этом заключается (в психологическом плане) его важная роль в жизни индивида.
Этот обмен реализуется в ходе межличностного взаимодействия.

[Back]