студентов умения принимать самостоятельное решение, быстро ориентироваться в ситуации, решать задачи' с интересом и увлечением. Выполнение этих условий способствует развитию у обучаемыхтворческого воображения, понимание ситуации, творческой интуиции, т.е. качеств, необходимых для специалистов высокой квалификации. В частности, С.Д. Смирнов указывает, что если у субъекта, попавшего в.проблемную ситуацию, имеется желание преодолеть возникшее затруднение, то у него появляется активная мыслительная деятельность. Он пытается «децентрировать» ситуацию, выйти за ее пределы, взглянуть на нее как бы со стороны. Это можно понимать так, что, наряду с физическим субъектом, находящимся в центре проблемной ситуации, возникает мыслящий субъект, который имеет возможность проанализировать в диалоге с физическим субъектом сложившуюся ситуацию: «Какая была у меня цель деятельности? На какой объект она направлена? Почему я не смог осуществить эту цель?» [122, с. 14]. Такой внутренний диалогразговор с самим собой Кант называл мышлением. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психологические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто не эффективны. Активизации творческого мышления способствуют субъект субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы. Следовательно, способы введения исходной информации для обсуждения представляют собой способы актуализации и организации опыта студентов как отправного момента для коммуникативно-диалоговой деятельности, направленной на совместную разработку проблемы. Результаты мыслительного анализа проблемной ситуации субъект излагает (для себя или для других) с помощью языка, т.е. речи. Владеть речью это1 значит уметь передавать свою мысль возможно более совершенным образом, передавать не только основное содержание, но и тончайшие оттенки ее. Иначе говоря, владеть речью значит быть до конца понятным другими. Это достигается различными путями, одним из таких путей является диалогиче |
43 задач, уровня их решения, степени эмоционально-личностной включенности обучаемых можно говорить о степени диалогичности данной ситуации взаимодействия, и ее влияния на развитие познавательных умений обучаемых в функционально-личностном плане /188/. На основе всего выше сказанного, мы пришли к заключению, что через дискуссионные методы происходит осознание обучаемыми противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой, осуществляется актуализация ранее полученных знаний, а также у обучаемых совершается творческое переосмысление возможностей применения и включения знаний в новый контекст. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами /114/. Решение проблемных задач в основном происходит на основе логических суждений, утверждающих или отрицающих возможность или вероятность достижения цели на основе определенных данных, выражающих условия и пути решения задач. Существенно важным для проблемного обучения является развитие у студентов умения принимать самостоятельное решение, быстро ориентироваться в ситуации, решать задачи с интересом и увлечением. Выполнение этих условий способствует развитию у обучаемых творческого воображения, понимание ситуации, творческой интуиции, т.е. качеств, необходимых для специалистов высокой квалификации. В частности, С.Д. Смирнов указывает, что если у субъекта, попавшего в проблемную ситуацию, имеется желание преодолеть возникшее затруднение, то у него возникает активная мыслительная деятельность. Он пытается 44 “децентрировать” ситуацию, выйти за ее пределы, взглянуть на нее как бы со стороны. Это можно понимать так, что, наряду с физическим субъектом, находящимся в центре проблемной ситуации, возникает мыслящий субъект, который имеет возможность проанализировать в диалоге с физическим субъектом возникшую ситуацию: “Какая была у меня цель деятельности? На какой объект она направлена? Почему я не смог осуществить эту цель?” /158,с.14/. Такой внутренний диалог-разговор с самим собой Кант называл мышлением. Решение проблемы требует включения творческого мышления. Репродуктивные психологические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто не эффективны. Активизации творческого мышления способствуют субъект субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы. Следовательно, способы введения исходной информации для обсуждения представляют собой способы актуализации и организации опыта учащихся как отправного момента для коммуникативно-диалоговой деятельности, направленной на совместную разработку проблемы. Результаты мыслительного анализа проблемной ситуации субъект излагает /для себя или для других/ с помощью языка, т е. речи. Владеть речью это значит уметь передавать свою мысль возможно более совершенным образом, передавать не только основное содержание, но и тончайшие оттенки ее. Иначе говоря, владеть речью значит быть до конца понятным другими. Это достигается различными путями, одним из таких путей является диалогическая речь. С точки зрения А.М. Матюшкина, А.Г. Петросяна, выбор речевых форм общения во многом индивидуален, личностен, но особая значимость диалогических форм в процессе обучения предопределена самим характером мыслительно-речевой деятельности обучающихся: |