Проверяемый текст
Сазонова Ольга Константиновна. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета (Диссертация 2000)
[стр. 71]

Диалог считается наиболее полно реализованным в воспитании тогда, когда инициатива коммуникативного взаимодействия начинает переходить к студентам, а сам диалог становится не только способом внешнего взаимодействия, но и типом отношений между преподавателем и студентами.
Через диалог создается оптимальный психологический режим для полноценных и открытых взаимоотношений между людьми,
с его помощью запускаются самые глубинные и интимные механизмы психического, которое обеспечивает возможность здорового личностного развития человека, расширение творческих возможностей субъекта
[111].
Большое значение для высшей школы, в частности медицинской, имеет развитие у студентов способностей самостоятельного суждения, связанного с организацией и глубиной мышления.
Без надлежащего развития этого качества обучение и научная деятельность далеко не полностью решают задачу развития мыслительной деятельности студентов.
Существенную роль в развитии самостоятельного суждения играет степень развития диалогической речи у студентов.
Суждение является основой убежденности, его правильности или ошибочности.
На основе развитого самостоятельного суждения развивается контролирующее мышление, сравнивающее и оценивающее правильность суждений и понятий.
Для развития способности суждения и контролирующего мышления необходимо; чтобы процесс включал такие формы занятий, которые бы сочетали два вида суждений: суждение эмоциональное, основанное на чувствах, и суждение рассудочное, основанное на логике мышления и уровне развития внутреннего диалога.
Рассматривая диалог в качестве способа усвоения ценностного содержания гуманитарных предметов, мы исходим’ из того, что это содержание не может быть, задано в программе, в изучаемом материале.
Оно рождается
вследствие смыслового взаимодействия субъектов друг с другом и с объектом изучения.
В центре такого взаимодействия оказываются этические и эстетические ценности, которые должны обрести смысл, стать регуляторами человеческих отношений.
Безусловно; механизм усвоения этих ценностей
[стр. 51]

51 подаватель не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое взаимодействие, нужен диалог.
Диалог и складывающиеся межличностные отношения на основе привязанностей, желания совместного взаимодействия и совместной деятельности в процессе практического разрешения острейших проблем коллективной жизнедеятельности являются действенным средством воспитания и развития личности студента.
Мы согласны с точкой зрения Г.Н.
Прозументовой /132/, которая считает, что через ситуации диалога происходит актуализация личностных функций выбора, оценки, смыслообразования, рефлексии.
Основной функцией диалога является формирование у студентов опыта реализации ценностного выбора.
Выбор поступка на основе полученных знаний является высшей степенью проявления своего “Я” личности во взаимоотношениях с окружающими.
На наш взгляд, студент лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, себя выявляет прежде всего для самого себя.
Он свое “Я” познает в диалоге с другим “Я”.
Диалог считается наиболее полно реализованным в воспитании тогда, когда инициатива коммуникативного взаимодействия начинает переходить к студентам, а сам диалог становится не только способом внешнего взаимодействия, но и типом отношений между преподавателем и студентами.
Через диалог создается оптимальный психологический режим для полноценных и открытых взаимоотношений между людьми, с его помощью запускаются самые глубинные и интимные механизмы психического, которое обеспечивает возможность здорового личностного развития человека, расширение творческих возможностей субъекта
/136/.


[стр.,52]

52 Большое значение для высшей школы имеет развитие у студентов способностей самостоятельного суждения, связанного с организацией и глубиной мышления.
Без надлежащего развития этого качества обучение и научная деятельность далеко не полностью решают задачу развития мыслительной деятельности студентов.
Существенную роль в развитии самостоятельного суждения играет степень развития диалогической речи у студентов.
Суждение является основой убежденности, его правильности или ошибочности.
На основе развитого самостоятельного суждения развивается контролирующее мышление, сравнивающее и оценивающее правильность суждений и понятий.
Для развития способности суждения и контролирующего мышления необходимо, чтобы процесс включал такие формы занятий, которые бы сочетали два вида суждений: суждение эмоциональное, основанное на чувствах, и суждение рассудочное, основанное на логике мышления и уровне развития внутреннего диалога.
Рассматривая диалог в качестве способа усвоения ценностного содержания гуманитарных предметов, мы исходим из того, что это содержание не может быть задано в программе, в изучаемом материале.
Оно рождается
вследствии смыслового взаимодействия субъектов друг с другом и с объектом изучения.
В центре такого взаимодействия оказываются этические и эстетические ценности, которые должны обрести смысл, стать регуляторами человеческих отношений.
Безусловно, механизм усвоения этих ценностей
еще мало изучен.
Но однозначно ясно, что усвоенная ценность не может быть одинаковой для всех студентов.
Все это позволяет учитывать ситуация диалога, способная реализовать в личности возможности человека как субъекта деятельности, и эта реализация зависит от свободного и сознательного выбора, от разнообразных обстоятельств, внешних и внутренних, не подвластных воле человека и ограничивающих свободу его самораскрытия и самоутверждения.


[стр.,59]

59 творческой инициативы.
Таким образом, он является не только методом познания, но и методом формирующего убеждения, оказывая влияние на развитие мировоззрения обучаемых.
Совместная деятельность и диалог являются решающими факторами развития самосознания студентов, что, в свою очередь, является следствием и одновременно выступает как внутреннее личностное условие и предпосылка активного освоения студентами значимых для него сфер деятельности, основой саморегуляции и самоуправления.
Диалогическое взаимодействие преподавателя со студентами предполагает равноправие взаимодействующих и взаимоотносящихся сторон.
Через диалог создается оптимальный психологический режим для полноценных и открытых взаимоотношений между людьми.

Но тем не менее необходимо отметить, что, несмотря на значительное теоретическое наследие в исследовании проблем диалога и его использовании в педагогическом процессе, анализ литературы показывает, что основная часть данных исследований посвящена диалогу между учителем и учеником и недостаточно разработаны теоретические и практические подходы, связанные с данной проблемой применительно к высшей школе.
Нет работ, которые были бы направлены на подготовку студентов к диалогическому взаимодействию, нами не обнаружены работы, обобщающие проблему диалоговой культуры и специальных методик по формированию диалоговой культуры.
Отсюда возникает необходимость в определении организационнопедагогических условий формирования диалоговой культуры, которые, на наш взгляд, должны включать, организацию специальной работы со студентами и преподавателями по коррекции и формированию диалоговой культуры, включение теоретических аспектов диалоговой культуры в предметы общепедагогического цикла, использование активных методов

[Back]