Проверяемый текст
Сазонова Ольга Константиновна. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета (Диссертация 2000)
[стр. 72]

еще мало изучен.
Но однозначно ясно, что усвоенная ценность не может быть одинаковой для всех студентов.
Все это позволяет учитывать ситуация диалога, способная реализовать в личности возможности человека как субъекта деятельности, и эта реализация зависит от свободного и сознательного выбора, от разнообразных обстоятельств, внешних и внутренних, не подвластных воле человека и ограничивающих свободу его самораскрытия и самоутверждения.

«Учение через переживание», которое является проявлением отношения субъекта к нравственным, социальным, политическим, эстетическим или научным ценностям, а также к природе и самой жизни, стимулирует умение оценивать личностью «экспонированные ценности» [124].
Это умение нельзя сформулировать только с помощью развития познавательных процессов.
Сама же личность человека в диалоге есть своеобразное воплощение мира ценностей.
Совместная деятельность и диалог являются решающими факторами развития самосознания студентов
благодаря тому, что здесь студенты становятся субъектами взаимного межличностного отражения, отношений и взаимодействия.
В свою очередь самосознание являетсяследствием и одновременно выступает как внутреннее личностное условие и предпосылка активного освоения студентами значимых для него сфер деятельности, основой саморегуляции и самоуправления.
Степень осознания студентом свойств и особенностей своего Я, значимых для учебной и профессиональной деятельности, может служить показателем успешности его интеллектуального, социального и профессионального развития.
А.
Сидоркин
[119] обращает особое внимание на возможности внутреннего диалога как на один из критериев развития личности, направленного не только на.
умение слушать и понимать другие точки зрения, но и умение вступать с ними в диалог.
При этом он отмечает, что не нужно делать акцент на
стремлении выработать и отстаивать собственную точку зрения.
Гораздо важнее научиться сомневаться в своей точке зрения и быть открытым множеству взглядов других людей.
Человек должен
учиться слышать многоголо
[стр. 52]

52 Большое значение для высшей школы имеет развитие у студентов способностей самостоятельного суждения, связанного с организацией и глубиной мышления.
Без надлежащего развития этого качества обучение и научная деятельность далеко не полностью решают задачу развития мыслительной деятельности студентов.
Существенную роль в развитии самостоятельного суждения играет степень развития диалогической речи у студентов.
Суждение является основой убежденности, его правильности или ошибочности.
На основе развитого самостоятельного суждения развивается контролирующее мышление, сравнивающее и оценивающее правильность суждений и понятий.
Для развития способности суждения и контролирующего мышления необходимо, чтобы процесс включал такие формы занятий, которые бы сочетали два вида суждений: суждение эмоциональное, основанное на чувствах, и суждение рассудочное, основанное на логике мышления и уровне развития внутреннего диалога.
Рассматривая диалог в качестве способа усвоения ценностного содержания гуманитарных предметов, мы исходим из того, что это содержание не может быть задано в программе, в изучаемом материале.
Оно рождается вследствии смыслового взаимодействия субъектов друг с другом и с объектом изучения.
В центре такого взаимодействия оказываются этические и эстетические ценности, которые должны обрести смысл, стать регуляторами человеческих отношений.
Безусловно, механизм усвоения этих ценностей еще мало изучен.
Но однозначно ясно, что усвоенная ценность не может быть одинаковой для всех студентов.
Все это позволяет учитывать ситуация диалога, способная реализовать в личности возможности человека как субъекта деятельности, и эта реализация зависит от свободного и сознательного выбора, от разнообразных обстоятельств, внешних и внутренних, не подвластных воле человека и ограничивающих свободу его самораскрытия и самоутверждения.


[стр.,53]

53 “Учение через переживание”, которое является проявлением отношения субъекта к нравственным, социальным, политическим, эстетическим или научным ценностям, а также к природе и самой жизни, стимулирует умение оценивать личностью “экспонированные ценности” /162/.
Это умение нельзя сформулировать только с помощью развития познавательных процессов.
Сама же личность человека в диалоге есть своеобразное воплощение мира ценностей.
Совместная деятельность и диалог являются решающими факторами развития самосознания студентов благодаря тому, что здесь студенты становятся субъектами взаимного межличностного отражения, отношений и взаимодействия.
В свою очередь самосознание является следствием и одновременно выступает как внутреннее личностное условие и предпосылка активного освоения студентами значимых для него сфер деятельности, основой саморегуляции и самоуправления.
Степень осознания студентом свойств и особенностей своего Я, значимых для учебной и профессиональной деятельности, может служить показателем успешности его интеллектуального, социального и профессионального развития.
А.
Сидоркин
/144/ обращает особое внимание на возможности внутреннего диалога как на один из критериев развития личности, направленного не только на умение слушать и понимать другие точки зрения, но и умение вступать с ними в диалог.
При этом он отмечает, что не нужно делать акцент на
стремление выработать и отстаивать собственную точку зрения.
Гораздо важнее научиться сомневаться в своей точке зрения и быть открытым множеству взглядов других людей.
Человек должен
учится слышать многоголосие мира, осознавать множественность субьективных миров других людей.
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса зависит от форм взаимодействия преподавателя и студентов.


[стр.,59]

59 творческой инициативы.
Таким образом, он является не только методом познания, но и методом формирующего убеждения, оказывая влияние на развитие мировоззрения обучаемых.
Совместная деятельность и диалог являются решающими факторами развития самосознания студентов,
что, в свою очередь, является следствием и одновременно выступает как внутреннее личностное условие и предпосылка активного освоения студентами значимых для него сфер деятельности, основой саморегуляции и самоуправления.
Диалогическое взаимодействие преподавателя со студентами предполагает равноправие взаимодействующих и взаимоотносящихся сторон.
Через диалог создается оптимальный психологический режим для полноценных и открытых взаимоотношений между людьми.
Но тем не менее необходимо отметить, что, несмотря на значительное теоретическое наследие в исследовании проблем диалога и его использовании в педагогическом процессе, анализ литературы показывает, что основная часть данных исследований посвящена диалогу между учителем и учеником и недостаточно разработаны теоретические и практические подходы, связанные с данной проблемой применительно к высшей школе.
Нет работ, которые были бы направлены на подготовку студентов к диалогическому взаимодействию, нами не обнаружены работы, обобщающие проблему диалоговой культуры и специальных методик по формированию диалоговой культуры.
Отсюда возникает необходимость в определении организационнопедагогических условий формирования диалоговой культуры, которые, на наш взгляд, должны включать, организацию специальной работы со студентами и преподавателями по коррекции и формированию диалоговой культуры, включение теоретических аспектов диалоговой культуры в предметы общепедагогического цикла, использование активных методов

[Back]