2) мотивационный компонент мотивационно-целевое единство, общность мотивации участников общения; 3) деятельностный компонент предметно-содержательное единство совместной деятельности обучающихся; 4) личностный компонент личностное, ценностно-ориентационное единство участников общения; 5) духовный компонент духовное единство, духовная ориентация общения и совместной деятельности, их ориентация на высокие общечеловеческие ценности: Добро, Любовь, Красоту, Истину, все это личностные образования. Рассматриваемая нами система психологических свойств и особенностей личности понимается не как врожденная или изначально заданная ей, а как приобретаемая в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в. реальном общении с ними через систему форм, способов, путей интеграции собственной деятельности с деятельностью других и собственной личности с личностью других, закрепляющаяся в виде личностных качеств и способностей. Факторы, определяющие динамику и успешность участия личности в общении, представляют собой личностные свойства, способности, умения и т.п., составляющие в системе коммуникативную структуру личности, ее коммуникативный потенциал, индивидуальный стиль ее участия в коллективной деятельности с другими людьми, в сотрудничестве с ними. Система этих свойств, способностей, умений формируется в самом процессе общения и закрепляется в структуре личности как своеобразная «история ее участия в общении». Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении. Второе условие оптимизации диалогического взаимодействия состоит в развитии коммуникативной мобильности со стороны субъектов взаимодействия, обеспечивающей беспрепятственный переход в разные языковые суб |
106 ника, а воспитанник, в свою очередь, раскрывается навстречу личности воспитателя. 2.3. Коммуникативный потенциал личности как условие диалога Рассматриваемая нами система психологических свойств и особенностей личности понимается не как врожденная или изначально заданная ей, а как приобретаемая в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в реальном общении с ними через систему форм, способов, путей интеграции собственной деятельности с деятельностью других и собственной личности с личностью других; закрепляющаяся в виде личностных качеств и способностей. В своих работах А.А. Бодалев затрагивает вопросы психологической подготовки личности к общению. Им изучались характеристики личности, от которых зависит успешность ее общения с окружающими людьми. В результате проведенного теоретического анализа выделены основные характеристики потребностно-ценностной структуры, ее когнитивной, аффективной сфер в их конкретном соотношении, которые делают личность в одних случаях подготовленной к успешному общению, в других наоборот, делают его психологически неэффективным [32, 33, 34, 35]. Под общительностью многие авторы понимают сильно развитое, устойчивое стремление к контактам с окружающими, которое сочетается с быстротой установления контактов с людьми [29, 37, 49]. Нередко этот вопрос рассматривается в виде анализа психологической совместимостинесовместимости людей в группе и совместной деятельности. При этом, в частности совместимость-несовместимость изучается не как процесс, а как эффект* сочетания индивидуальных наборов психологических свойств людей, данных по общению и имеющих эмоционально-межличностное происхождение. Факторы, определяющие динамику и успешность участия личности в общении, представляют собой личностные свойства, способности, умения и 107 т.п., составляющие в системе коммуникативную структуру личности , ее коммуникативный потенциал, индивидуальный стиль ее участия в коллективной деятельности с другими людьми, в сотрудничестве с ними. Система этих свойств, способностей, умений формируется в самом процессе общения и закрепляется в структуре личности как своеобразная “история ее участия в общении”. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении. Исследования по изучению коммуникативных качеств личности проводятся на лицах разных возрастных групп. В них подчеркивается положительное влияние развития коммуникативных качеств на разные стороны жизнедеятельности человека, начиная с ранних ступеней развития. Так, М.И. Лисина в своих работах, определяет, что для нормального развития коммуникативных качеств ребенка необходимо на всех этапах проявление со стороны взрослого по отношению к нему таких качеств, как внимательность, доброжелательность, а в более старшем дошкольном возрасте уважение к ребенку, понимание его. Отсутствие коммуникативных качеств у взрослого ведет к отрицательным последствиям в сфере общения ребенка ( пассивность, замкнутость, недоверчивость), что в последствии гораздо труднее преодолеть, чем первоначально воспитать [120, 121]. В исследованиях Л.А. Пиковой отмечается, что место человека в системе взаимоотношений зависит от наличия у него коммуникативных навыков. Особенно велика в их формировании роль общительности, которую она определяет как способность понять другого, доступно излагать свои мысли, быстро ориентироваться в ситуации взаимоотношений с окружающими. При этом специфику общительности автор видит в том, что она не входит в характеристику нравственного облика человека, но играет роль своеобразного катализатора процессов формирования нравственных качеств. Исследуя первичные коллективы подростков, Л.А. Пикова пришла к выводу, что при недостаточ 1)4 механизм этого процесса. Действенность психологического механизма диалогизации определяется уровнем функционирования всех его компонентов. 3. Входящие в названный механизм компоненты суть: 1) предметно-содержательное единство совместной деятельности общающихся деятельностный компонент; 2) мотивационно-целевое единство, общность мотивации участников общения мотивационный компонент; 3) общность, единство языка общения коммуникационный компонент: 4) личностное, ценностно-ориентационное единство участников общения личностный компонент; 5) духовное единство, духовная ориентация общения и совместной деятельности, их ориентация на высокие общечеловеческие ценности Добра, Любви , Красоты, Истины духовный компонент. 4. В конечном счете названные факторы представляют собой личностные образования. Они являются характеристиками того, что в психологии общения чрезвычайно удачно названо коммуникативным потенциалом личности {М.С. Каган, В.В. Рыжов). Достижение высших уровней общения обеспечивается соответствующим уровнем развития коммуникативного потенциала личности. В своем предельном выражении этот высший уровень фиксируется в понятии диалогической личности. 5. Проведенное исследование позволяет предположить, что достижение подлинно диалогического уровня общения, в том его понимании, которое раскрывается в нашей диссертации, возможно только при совокупном действии всех пяти выделенных условий. При этом определяющим фактором диалогизации педагогического общения, иными словами, доминирующим компонентом описанного механизма , является духовный компонент. Проверке этого предположения в условиях эксперимента посвящена третья глава нашего исследования. |