Проверяемый текст
Чистяков, Кирилл Евгеньевич. Изменение и расторжение гражданско-правового договора (Диссертация 2002)
[стр. 97]

97 выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица.
Соглашение о расторжении договора является составным элементом соглашения о новации (ст.
414 ГК РФ), а также может являться соглашением о прощении долга (ст.
41$ ГК РФ).
В соответствии со ст.
414 ГК РФ новация представляет собой замену первоначального обязательства, существовавшего между сторонами договора, другим обязательством между теми же лицами, с иным предметом или способом исполнения.
В самой статье указано, что обязательство прекращается соглашением сторон.
Это означает, что первоначальное обязательство, возникшее из договора, прекращается только после заключения участниками договора соглашения о новации.
Но из этого же соглашения возникает новое обязательство между теми же лицами.
Поэтому можно сделать вывод, что соглашение о новации состоит из соглашения о расторжении договора, из которого возникло первоначальное обязательство, и соглашения, из которого возникло новое обязательство.
При этом соглашение о новации включает в качестве своего элемента соглашение о расторжении договора только «...при новации предмета или способа, затрагивающей видообразующие условия...
договора» .
Говоря о соотношении новации и изменения обязательства, нужно сказать, что понимание новации как безусловного основания прекращения обязательства было характерно для римского права.
В римском праве для новации было необходимо, чтобы новое обязательство устанавливалось именно с намерением заменить прежнее
(аштиз поуапсН) и чтобы в нем был какой-нибудь новый элемент по сравнению с первоначальным обязательством, например, основание (долг из купли-продажи превращался в заемное обязательство и т.п.), содержание (обязательство поставить вещь 1 1 Миронец Е.Е.
Изменение и расторжение договора но гражданскому законодательству Российской Федерации.
Дисс.
капд.
юрид.
наук.
2002.
С.
19.
[стр. 20]

20 вора аренды о передаче определенных вещей в пользование за плату заменяется условием о приобретении арендатором права собственности нате же вещи.
Однако само понятие изменения (преобразования) содержания правоотношения означает не что иное, как прекращение прежних прав и обязанностей и возникновение новых.
Следовательно, под изменением также можно понимать прекращение прежнего правоотношения и возникновение нового.
В п.
1 ст.
453 ГК не уточняется, какой характер может иметь видоизменение обязательств.
Из этого можно сделать вывод, что для характеристики понятия изменения договора не имеет значения ни количественная сторона, так как изменены могут быть сразу все условия договора, ни качественная сторона изменения, т.е.
какие условия договора изменяются и в каком объеме.
Изменению могут быть подвергнуты любые условия договора о предмете, о способе исполнения, о месте или о сроке исполнения и т.д.
Изменение договора не всегда затрагивает содержание основного обязательства.
Могут быть изменены и условия, устанавливающие дополнительные права и обязанности сторон, в частности, обеспечительные обязательства, права и обязанности на случай нарушения обязательства и т.д.
Изменение договора также может выражаться во взаимном (т.е.
по соглашению) или одностороннем отказе от исполнения обязательства в соответствующей части, например, в отношении отдельной партии товара по договору поставки.
Такое изменение договора влечет частичное прекращение обязательства, которое может рассматриваться разновидностью изменения содержания обязательства, поскольку в остальной части обязательство сохраняется.
Как и при расторжении договора, частичное прекращение обязательства в результате изменения условий договора влечет возникновение охранительного правоотношения, если основанием изменения договора явилось его нарушение, либо обязательства по возврату исполненного.
Говоря о соотношении новации и изменения обязательства, нужно сказать, что понимание новации как безусловного основания прекращения обязательства было характерно для римского права.
В римском праве для новации было необходимо, чтобы новое обязательство устанавливалось именно с намерением заменить прежнее
(ашшиз поуапсК) и чтобы в нем был какой-нибудь новый элемент по сравнению с первоначальным обязательством, например, основание (долг из купли-продажи превращался в заемное обязательство и т.п.), содержание (обязательство поставить вещь заменялось обязательством уплатить денежную сумму и т.п.), субъектов обязательства (перевод на другое лицо права требования или долга)1.
Дополнительные соглашения после заключения договора в римском праве не допуска' См.: Новицкий И.Б.
Римское право.
Изд.
6-е, стереотипное.
М., 1998.
С.
154-155.


[стр.,25]

25 других граждан, постоянно проживающих с ним (п.
1 ст.
687 ГК).
Аналогичная ситуация складывается и при изменении и расторжении договора, заключенного в пользу третьего лица, которому должник обязан произвести исполнение.
Если третье лицо приобретает субъективное право по договору, его интересы должны быть гарантированы от внезапного прекращения обязательства.
Общее правило, установленное в п.
2 ст.
430 ГК, сводится к тому, что с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица.
Без согласия третьего лица действия сторон, направленные на изменение или расторжение договора, не повлекут изменения или прекращения обязательства.
Органы государственной власти в предусмотренных законом случаях вправе давать обязательные для сторон распоряжения об изменении или о расторжении договора.
Однако непосредственно властным решением без волеизъявления самих сторон договор не может быть изменен или расторгнут.
Так, например, Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”1 предусматривает право федерального антимонопольного органа давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о расторжении или об изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству (ст.
12).
При неисполнении такого предписания антимонопольный орган вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о признании договора недействительным полностью или частично (ст.
29).
Правовые последствия изменения и расторжения договора наступают на будущее время.
Обычно как расторжение, так и изменение договора направлено на будущий период времени, поэтому не влечет аннулирования уже возникших в результате исполнения обязательства правовых последствий: стороны приобретают права на полученное до момента изменения или расторжения договора, сохраняется и ответственность за нарушения обязательств, допущенные в период действия договора до его изменения или расторжения.
ГК РФ устанавливает общее правило о моменте наступления последствий изменения и расторжения договора: обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (п.
3 ст.
453).
Как видно, закон допус1 Ведомости СНД и ВС РСФСР.
1991.
№ 16.
Ст.
499 (в редакции Федерального закона от 25.05.95 г.
// Собрание законодательства РФ.
1995.
№ 22.
Ст.
1977.).

[Back]