Проверяемый текст
Устенко, Светлана Анатольевна. Неплатежи предприятий и пути их преодоления в переходной экономике (Диссертация 2000)
[стр. 62]

62 Говоря об особенностях и опасности кризиса неплатежей в экономике России, в начале 90-х голов XX века проф.
Н.
Ш мелев подчеркивал: «Современный всеохватывающий кризис неплатежей самый острый в череде подобных кризисов, сотрясающих российскую экономику с начала 1992 г.
Специфическая острота сегодняшнего кризиса заключается прежде всего в том, что, помимо разрушительного воздействия на производство, он поразил и бюджетно-финансовую систему страны, вызвав почти невыносимую социальную напряженность в обществе.
Сегодня речь идет уже не только о постоянно ухудшающемся состоянии производства и развале производственного и
нау'чно-тсхнического потенциала России, но и о реальной опасности социальной дестабилизации, чреватой непредсказуемыми политическими последствиями» [12.
с.26] Непреложный факт современной российской действительности искусственно созданная нехватка денег в обращении, демонетизация экономики и возвращение ее в состояние всеобщего натурального обмена.
В странах, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития, количество наличных и безналичных денег в обращении (М 2) в нормальных условиях находится на уровне 80% ВВП, в
CII1A даже 120%.
У нас же в 2000г.
этот показатель составлял 18% (в 1991 г.
70%).
Подобное положение является следствием сознательно проводившейся в 1992-1995 гг.
политики резкого сокращ ения денежной массы и платежеспособного спроса.
За эти годы цены в стране выросли примерно в 8,5 тыс.
раз, количество же наличных и безналичных денег
в обороте увеличилось
в 230 раз.
Даже с учетом общего падения производства рост денежной массы отставал, таким
образом, от потребностей экономики в 15-20 раз.

В 1996 г.
наметилось выравнивание темпов инфляции и роста денежной массы (того и другого за год примерно на 25%).
В 1997 г.
Правительство и Центробанк планировали инфляцию на уровне 10-12% и рост денежной массы примерно на 30%.
Очевидно, если такое соотношение будет поддерживаться и дальше, то для восстановления в экономике равновесия между потребностями страны в деньгах (даже без учета возможного роста производства) и их наличием
[стр. 35]

политической нестабильности.
Решение этих обострившихся сложных проблем реформируемой экономики невозможно без внесения серьезных коррективов в ход проводимых реформ.
Можно согласиться с выводом ученых Института экономики РАН о том, что «глубочайший кризис», в котором оказалась страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетельствует о неадекватности принятого варианта экономических реформ требованиям времени и условиям страны, настоятельно ставят вопрос о необходимости создания другой концепции реформирования, коренным образом отличающейся от нынешней [151, с.
19].
В этой новой концепции реформирования больше внимания надо уделить проблеме преодоления неплатежей.
Говоря об особенностях и опасности современного кризиса неплатежей в экономике России, проф.
Н.
Шмелев правильно подчеркивает (166, с.
26]: «Современный всеохватывающий кризис неплатежей самый острый в череде подобных кризисов, сотрясающих российскую экономику с начала 1992 г.
Специфическая острота сегодняшнего кризиса заключается прежде всего в том, что, помимо разрушительного воздействия на производство, он поразил и бюджетно-финансовую систему страны, вызвав почти невыносимую социальную напряженность в обществе.
Сегодня речь идет уже не только о постоянно ухудшающемся состоянии производства и развале производственного и
научно-технического потенциала России, но и о реальной опасности социальной дестабилизации, чреватой непредсказуемыми политическими последствиями».
Фактом современной российской действительности
является искусственно созданная нехватка денег в обращении, демонетизация экономики и возвращение ее в состояние широкого натурального обмена.
За 1992-1995 годы иены в стране выросли примерно в 8,5 гыс.
раз количество же наличных и безналичных денег
обороте увеличилось лишь н 230 раз.[166, с.26] Даже с учетом общего падения производства рост денежной массы отставал, таким обра35 I

[стр.,55]

ограничений в России ...
уже превышает установившиеся в западных странах стандарты".
Недостаток денег в обороте дополнительно провоцировал неплатежи и распространение суррогатов.
В странах, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития, количество наличных и безналичных денег в обращении (М2) в нормальных условиях находится на уровне 80% ВВП, в
США даже 120%.
В России в октябре 1996 г.
этот показатель составлял 10-12% (в 1991 г.-70%) [166, с.26].
За 1992-1995 тт.
цены в России выросли примерно в 8500 раз, количество же наличных и безналичных денег в обороте увеличилось только в 230 раз.
Даже с учетом общего падения производства рост денежной массы отставал, таким образом, от потребностей экономики в 15-20 раз.

Академик В.
Сенчагов приводит в качестве примера страны с развитой рыночной экономикой (США, Японию, Германию), где денежная масса увеличивается в 2-5 раз быстрее потребительских цен, и в 3-6 раз быстрее ВВП, несмотря на то, что коэффициенты монетизации ВВ11 у них в 4-6 раз выше, чем в России и указывает на то, что "в целом за период 1991-1995 гг.
в России потребительские цены росли в 3,5 раза быстрее денежной массы...
Денег не хватает даже на самые элементарные потребности простого воспроизводства" [145, с.57,59].
Анализ показывает, что о чрезмерной жесткости финансовой политики можно говорить тогда, когда нехватка денег начинает напрямую угнетать хозяйство, вызывает к жизни для обслуживания хозяйственного оборота денежные суррогаты от казначейских налоговых освобождений и векселей до бартера и неплатежей, что в общем-то и происходит в отечественной экономике.
На январь 1997 г.
общая задолженность по обязательствам (задолженность предприятий друг другу, по банковским кредитам и займам) составила 1042 трлн.
руб., из них 522 трлн.
просроченная задолженность, превысившая 23% ВВП.
При этом задолженность по налогам бюджету составила 128,2 трлн.
55

[Back]