Проверяемый текст
Устенко, Светлана Анатольевна. Неплатежи предприятий и пути их преодоления в переходной экономике (Диссертация 2000)
[стр. 64]

платежей по всей цепи экономических отношений.
Бюджет, таким образом, является в нынешних условиях виновником от 1/2 до 2/3 всех неплатежей в
стране [12, с.28].
Неоплаченный в установленные сроки государственный заказ порождает на взаимосвязанных предприятиях невыплаты заработной платы, неоплату по их обязательствам поставщикам энергии, сырья, комплектующих изделий, неоплату транспортных расходов, кредитов.
Эти неоплаты, в свою очередь, вызывают последующие неплатежи партнерам партнеров и у всех участников экономической цепи, вместе взятых, неплатежи
налогов в бюджет.
Затем начинается новый виток в спирали неплатежей: недобор налогов в бюджет, неоплата госзаказов и невыдача зарплаты бюджетникам, сокращение платежеспособного спроса, падение
производства, новые неплатежи в бю джет и т.д.
Образовался, таким образом, своего рода порочный замкнутый круг, разорвать который на уровне отдельных предприятий невозможно, какими бы мощ ными они ни были.
Прорыв реален лишь там, где этот круг первоначально и по преимуществу возник в сфере отношений бюджета со всей остальной экономикой.
Имевшая хоть какое-то временное оправдание в 1992 г.
налоговая политика правительства с течением времени превратилась в сильнейший тормоз экономического развития страны и мощный фактор
ее бюджетно-финансовой и социальной нестабильности.
Запредельные ставки налогообложения породили резкое сокращение налогооблагаемой базы и как следствие
падение налоговых поступлений в бюджет, а не их рост.
Даже без учета различного рода вненалоговых выплат (обложение сверхнормативной зарплаты, отчисления
в пенсионные фонды, социальное сараховапис и пр.) реальный уровень налогообложения прибыли в российской экономике, включая инфляционную составляющую, находился все эти годы в пределах 55-77% при установленной законом ставке 35%.
Для многих категорий плательщиков, особенно в частном секторе, этот уровень составляет около 100% прибыли, а зачастую и выше.

Ситуация усугубляется еще и
невероятными по своим размерам штрафами за неуплату налогов, не учитывающими снижения инфля64
[стр. 37]

неплатежей по всей цели экономических отношений.
Бюджет, таким образом, является в нынешних условиях виновником от 1/2 до 2/3 всех неплатежей в
37 Неоплаченный в установленные сроки государственный заказ порождает на взаимосвязанных предприятиях невыплаты заработной платы, неоплату по их обязательствам поставщикам энергии, сырья, комплектующих изделий, неоплату транспортных расходов, кредитов.
Эти неоплаты, в свою очередь, вызывают последующие неплатежи партнерам партнеров и у всех участников экономической цепи, вместе взятых, неплатежи налогов в бюджет.
Затем начинается новый виток в спирали неплатежей: недобор налогов в бюджет, неоплата госзаказов и невыдача зарплаты бюджетникам, сокращение платежеспособного спроса, падение производства, новые неплатежи в бюджет и т.д.
Образовался, таким образом, своего рода порочный замкнутый круг, разорвать который на уровне отдельных предприятий невозможно, какими бы мощными они ни были.
Прорыв реален лишь там, где этот круг первоначально и по преимуществу возник в сфере отношений бюджета со всей остальной экономикой.
Имевшая хоть какое-то временное оправдание в 1992 г.
налоговая политика правительства с течением времени превратилась в сильнейший тормоз экономического развития страны и мощный фактор
се бюджетно-финансовой и социальной нестабильности.
Запредельные ставки налогообложения породили резкое сокращение налогооблагаемой базы и как следствие
паление налоговых поступлений в бюджет, а не их рост.
Даже без учета различного рода вненалоговых выплат (обложение сверхнормативной зарплаты, отчисления
р.
пенсионные фонды, социальное страхование и пр.) реальный уровень налогообложения прибыли в российской экономике, включая инфляционную составляющую, находился вес эти годы в пределах 55-77% при установленной законом ставке 35%.
Для многих категорий плательщиков, особенно в частном секторе, этот уровень составляет около 100% прибыли, а зачастую и выше.
Ситуация усугубляется еще и
огромными

[стр.,56]

руб., неплатежи бюджета по зарплате 9,5 трлн.
руб., задолженность по платежам из Пенсионного фонда 15,2 трли.руб.[166, с.26].
Цифры 1997 I.
говорят о том, что проблема неплатежей уже не была связана только с выкачиванием денег из реального сектора с помощью рынка ГКО-ОФЗ, как полагали многие экономисты.
Н.
Шмелев справедливо замечает [166, с.271, что "но мере углубления курса на искусственное сокращение денежной массы, основную роль в развитии кризиса неплатежей, примерно, с 1993-1994 гг.
начала играть именно проводимая правительством сознательная политика длительной неоплаты выполненных государственных заказов, недофинансирования утвержденных парламентом статей бюджетных расходов, и как следствие задержек выплат пенсий и зарплаты работникам бюджетной сферы, которые составляют около половины всех работающих в стране".
Непосредственно, на бюджет в эти годы приходилось и приходится, в настоящее время, не более 10-15 % всех неплатежей в экономике [166].
Но бюджетные деньги являются либо главной причиной, либо первоисточником практически каждого случая неплатежей.
По некоторым оценкам [167, C.43J, "каждый вовремя не выплаченный из бюджета рубль порождает 6-7 рублей неплатежей по всей цепи экономических отношений, на государство (бюджет) сегодня лежит ответственность за 60-70 % всех неплатежей в стране".
По данным ЦБ РФ, неплатежи государства мультиплицируют их первоначальную сумму в 4-5 раз [55].
Дело в очевидном факте — неплатежи государства многократно мультиплицируют, создавая невыполнение обязательств бюджетополучателей перед поставщиками.
"Эти неоплаты, в свою очередь, вызывают последующие неплатежи партнерам партнеров и у всех участников экономической цепи, вместе взятых, неплатежи
нало1ов в бюджет.
Затем начинается новый виток в спирали неплатежей; недобор налогов в бюджет, неоплата госзаказов и невыдача зарплаты бюджетникам, сокращение платежеспособного спроса, падение
про56

[стр.,60]

текущей экономической ситуации созданной в 1992-1993 гг.
налоговой, системе.
По мнению Н.
Шмелева [166, с.28] "запредельные ставки налогообложения породили резкое сокращение налогооблагаемой базы и как следствие падение налоговых поступлений в бюджет, а не их р о ст....
реальный уровень налогообложения прибыли в российской экономике, включая инфляционную составляющую, находился все эти годы в пределах 55-77 % при установленной законом ставке
в 35%.
Для многих категорий плательщиков, особенно в частном секторе, этот уровень составляет около 100% прибыли, а зачастую и выше".

Стремление к сокрытию налогов порождает использование наличных денег в расчетах, что в свою очередь создает криминогенную обстановку, Н.Шмелев приводятся данные о том, что от налогов уклоняются до 80% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [166,с.28].
Объем средств, направленных в расчеты (другими словами, в распоряжение должников в виде товарных ссуд), прямо пропорционален объему заемных средств.
Происходит девальвация заимствований, реальное обесценение заемных средств оборотными активами предприятий падает, причем темпы этой девальвации растут.
"Неплатежи эффективно используются любым промышленным предприятием, когда оно хочет установить удобную ему очередность расчетов с поставщиками, работниками, бюджетом.
Живых денег на все платежи заведомо не хватает, поэтому в зависимости от политической ситуации и от ранга кредиторов субъект экономики то погашает недоимку в федеральный бюджет, то устраивает зачет с местной казной, то выдаст задержанную на пару-тройку месяцев зарплату, то расплатится за сожженное электричество...
Важно только вовремя определить, куда дует ветер, и -под угрозой В Ч К , введения внешнего управления или забастовки быстренько перевести реальные денежные потоки на наиболее горящее направление" [101, с.5].
По мнению МБК ФСДН с ненадлежащим, ненормальным сроком расчетов в российской экономике и вышеупомянутой ценовой раскруткой не60

[Back]