в социально-культурном облике «неформала» за последнее^время [52, 61, 85, 95]. В некоторых случаях происходит идентификация или объединение понятий «неформального молодежного объединения» с негосударственным общественным объединением (хотя, в принципе, все общественное движение сегодня выведено из под контроля государства). В литературе, относящейся к области социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, иногда, можно встретить упоминание о «неформальных досуговых общностях», при этом не всегда бывает понятно об объединениях какого масштаба и статуса идет речь. В литературе, относящейся к области социальной психологии или социологии, впервые начали рассматривать I «неформалов» как явление общественной и социально-культурной жизни. Отсюда существование разделения на «неформальные группы» и «неформальные объединения». Под «неформальными объединениями», в первую очередь, понимаются большие социальные общности, часто ставящие перед собой далеко идущие цели, в некоторых случаях, они способны влиять на всю социально-культурную жизнь области, региона, государства. «Неформальные группы», как правило, имеют отношение к области микрокультурной среды и являются неотъемлемой составляющей любой социальной общности, будь то группа, объединившаяся в рамках % клуба, классного, студенческого коллектива, общественного, любительского объединения (независимо от природы его происхождения) или являющаяся частью рабочего коллектива. В научной литературе по социально-культурной деятельности, в одних случаях, упоминая «неформальные досуговые общности», говорят о внутригрупповом общении, а в других случаях, о том, что раньше называли «неформальными молодежными объединениями». Как нам кажется, в тех ситуациях, когда предметом исследования становится изучение особенностей внутригруппового общения (малых групп) вполне корректно говорить о неформальном или досудрвом общении.г Следовательно, по аналогии с понятием «неформальное общение» правильнее будет говорить о неформальных группах (но только в случаях, |
осуществлял свою деятельность вне рамок официально существующих учреждений, как «нелегалов», с которыми не стоит иметь дело. Все перечисленные выше комплексные изменения в социальной и педагогической атмосфере общества привели к тому, что сам термин «неформальное молодежное движение» стал некорректен. Тем не менее, следует заметить, что упоминания о «неформалах» продолжают появляться на страницах научных изданий. Как нам кажется, в первую очередь, это связано с некоторой инертностью мышления научных кругов. С другой стороны, данный термин продолжает существовать еще и потому, что для определения общественных объединений, не имеющих официально зарегистрированного правового статуса, не было предложено достойной замены существующего названия. Имеется ряд публикаций, в которых авторы пытаются анализировать те изменения, которые произошли в социально-культурном облике «неформала» за последнее время [18; 37; 40; 52; 85; 95; 122; 124; 133; 134]. В некоторых случаях происходит идентификация или объединение понятий «неформального молодежного объединения» с негосударственным общественным объединением (хотя, в принципе, все общественное движение сегодня выведено из под контроля государства). В педагогической литературе, иногда, можно встретить упоминание о «неформальных досуговых общностях», при этом не всегда бывает понятно об объединениях какого масштаба и статуса идет речь. В литературе, относящейся к области социальной психологии или социологии, впервые начали рассматривать «неформалов» как явление общественной и социально-культурной жизни. Отсюда существование разделения на «неформальные группы» и «неформальные объединения». Под «неформальными объединениями», в первую очередь, понимаются большие социальные общности, часто ставящие перед собой далеко идущие цели, в некоторых случаях, они способны влиять на всю социально-культурную жизнь области, региона, государства. «Неформальные группы», как правило, имеют отношение к области микрокультурной среды и являются неотъемлемой составляющей любой социальной общности, будь то группа, объединившаяся в рамках клуба, + классного, студенческого коллектива, общественного, любительского объединения (независимо от природы его происхождения) или являющаяся частью рабочего коллектива. В научной литературе по социальнокультурной деятельности, в одних случаях, упоминая «неформальные досуговые общности», говорят о внутригрупповом общении, а в других случаях, о том, что раньше называли «неформальными молодежными объединениями» [13; 19; 24; 50; 143]. Как нам кажется, в тех ситуациях, когда предметом исследования становится изучение особенностей внутригруппового общения (малых групп) вполне корректно говорить о неформальном или досуговом общении. Следовательно, по аналогии с понятием «неформальное общение» правильнее будет говорить о неформальных группах (но только в случаях, касающихся малых групп), тем самым, подчеркивая нерегламентированность, свободу выбора партнера по общению. В тех же ситуациях, когда разговор идет об общественных объединениях, то есть общностях, которые по своему количественному и качественному составу существенным образом отличаются от малых еформальные общности». На основании всего вышеизложенного следует сделать некоторые замечания, относительно значения терминов «общественное объединение», «общественная организация» и «неформальная досуговая общность». Ниже приводится схема, объясняющая наши позиции, относительно данной терминологии. |